Главная - Гуманитарные - Культурология - Христианство и Русь(проблема двоеверия на Руси).

Христианство и Русь(проблема двоеверия на Руси).

  • Тема: Христианство и Русь(проблема двоеверия на Руси).
  • Автор: Ольга
  • Тип работы: Контрольная
  • Предмет: Культурология
  • Страниц: 25
  • Год сдачи: 2009
  • ВУЗ, город: МГТУ ГА
  • Цена(руб.): 500 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

Введение
Принятие христианства и приобщение Древней Руси к западноевропейской книжной культуре не могло не породить проблемы взаимодействия языческой традиции и новых культурных приобретений.
Вследствие присущего средневековью консерватизма - одного из важнейших сущностных качеств эпохи, - пишет В.В. Мильков, - статистические элементы культуры едва ли не преобладали над новообразованиями. Воспринятые через внешние влияния или выработанные собственными автохтонными усилиями, культурные достижения удерживались веками. Поэтому проблема культурных влияний, особенно тех традиций, которые оказывали длительное воздействие на духовную жизнь страны, да к тому же служили делу преемственности при трансляции одной культуры в другую, есть ни что иное, как проблема традиционализма. Без учета широкого спектра представляющих его направлений невозможно составить адекватное представление о древнерусской культуре.
Принято считать, что это взаимодействие проявилось в специфической форме двоеверия, якобы принципиально отличавшего древнерусскую (а затем и собственно русскую) культуру от культур прочих народов. Попытаемся разобраться, так ли это.










І.Язычество и християнство Древней Руси

Взаимоотношения язычества и христианства в Древней Руси носили сложный и противоречивый характер. Осмысление их специфики, начавшееся ещё в первые века христианства на Руси, было первоначально достаточно односторонним. Само церковное пнятие «язычник» означало «чужой», «по смссмммсторонний», «прочий». Идея неприятия язычества проводилась в большинстве средневековых письменных источников, объединяя «Сказание о распространении христианства на Руси», Изборник Святослава 1073 года, «Повесть временных лет», «Память и похвалу князю русскому Владимиру» Иакова Мниха, жития святых и т.д. Из этого ряда выпадает разве что «Слово о полку Игореве», само по себе величайшее и неповторимое произведение, автор которого прекрасно знал языческую мифологию. Вообще упоминания о языческих обычаях, противных христианству, приходили на Русь с переведёнными богословскими трудами, но встречались они и в светской литературе. Представление о языческих богах как о бесах было присуще также и летописям наиболее ранних редакций.
«Слова», направленные против язычества, были настолько широко употребляемы древнерусскими книжниками, что их фрагменты встречаются в различных документальных памятниках Древней Руси и, как следствие, в многочисленных документах XIV-XVII веков. В «Домострое» - знаменитом своде правил, регламентирующим положение и поведение свободного человека, можно встретить главу «О волховании и о колдунах», где приводились разъяснения правил Шестого Константинопольского и Анкирского соборов.
До революции большинство исследователей придерживалось точки зрения, что язычество неотъемлемо от чего-то варварского и дикого. Историк С.М. Соловьёв, например, писал, что «русское язычество было так бедно, так бесцветно, что не могло с успехом вести спора ни с одною из религий, имевших место в юго-восточных областях тогдашней Европы, тем более с христианством».
Брайчевский писал о некой «языческой реакции», которая проявлялась время от времени Скорее всего, определённая борьба между язычеством и христианством, действительно, имела место, и возможно, первое время шла с переменным успехом. По крайне мере, в Киевской Руси со второй половины IX века христианские правители чередовались с языческими. Каким же было утверждение христианства на Руси?
Источники крайне скупо говорят о реальных событиях периода сосуществования язычества и христианства в X веке. В агиографической литературе есть рассказ об уничтожении княгиней Ольгой после принятия крещения из рук византийского патриарха языческих святилищ. Иаков Мних писал об этом так: «И потом требища бесовския сокруши и начя жити о Христе Иисусе, возлюбивши Бога».
Оба приведённых свидетельства отражают синхронные события, однако, ясности по поводу взаимоотношений между язычеством и христианством они не прибавляют. Не понятно, прежде всего, кто с кем боролся и боролся ли вообще.
Христианство начинает проникать в русскую среду задолго до официальной даты принятия крещения. Возможно, этому способствовали устойчивые контакты с христианскими государствами. Арабский писатель Ибн-Хордадбех в конце IX века писал о русских купцах, приезжавших в Багдад, подчёркивая, что «выдают они себя за христиан, и платят джизию (т.е. пошлину
Не ясно, правда, были ли они христианами, или только представлялись таковыми. В некоторых странах пошлина взималась в зависимости от вероисповедания торговца, так что выдавать себя за христиан тоже был смысл. В любом случае, христианство проникало на Русь различными путями. Е.Е. Голубинский писал, например, о том, что на службу к киевскому князю переходили варяги из Константинополя, уже принявшие крещение.
Дир, отделившиеся от дружины Рюрика и совершившие поход на Византию, приняли после этого похода крещение и обратились к православной вере.
Вопрос о времени более или менее широкого распространения христианства на Руси остаётся в известной мере спорным. «Достоверные сведения о наличии в Киеве христианской общины относятся к середине X века. Узнаём о ней из помещённого в летописи договора князя Игоря с греками 944 года».
Очевидно, при этом, что христианство проникало на Русь различными путями: из Причерноморья, с Балтики, из подунайских областей. До вхождения западных Карпат в состав государства Пястов, там существовал, вероятно, мощный «плацдарм» православия, с которого со времён Кирилла и Мефодия религиозные идеи могли распространяться на восток.
Важно, однако, помнить, что теоретически само по себе язычество не было тупиковым развитием мировоззрения и духовности. Ко времени крещения Руси, русское язычество представляло из себя достаточно сложную систему с верой в Бога-творца и триединство божественной сущности. На острове Рюген в Балтийском море русско язычество сохранялось почти до того времени, когда восточная Русь столкнулась с монголо-татарским нашествием.
И утверждение христианства здесь происходило только с глубоким включением в новый культ прежних обычаев и верований. В Киевской и Новгородской Руси происходило то же самое, породив целую эпоху под названием «двоеверия». При этом, «двоеверие» - это не одновременное существование в обществе языческих и христианских воззрений, независимых друг от друга, а их сосуществование в рамках единой культовой системы поклонения.
Возможно, конкуренция язычества и христианства происходила, главным образом, на социальном уровне. Языческие волхвы имели большое влияние на народ, о чём свидетельствуют, например, многочисленные источники по балтийской Руси. Христианские священнослужители претендовали на ту же роль в обществе, и утверждению христианства зачастую сопротивлялись именно волхвы. Но отнюдь не всегда и не везде язычество и христианство непримиримо противостояли друг другу
Со временем христианство пустило на Руси глубокие корни и с начала X века через свои общины приобретало влияние на общественную жизнь. Но большую роль в распространении христианства играла и Византия. Император Константин Багрянородный (867-886 гг. правления) говорил, что его дед Василий Македонский не щадил усилий и богатств для христианизации руссов.
Отдельные группы русов, по всей видимости, приняли крещение уже в IX веке. Но вряд ли была конфронтация между русами-христианами и русами-язычниками. приносят в разных местах, и язычники клянутся своим оружием и именем Перуна, а христиане в церкви св. Ильи. Кстати именно пророк Илья считается наиболее близким христианским аналогом Перуна.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
І.ЯЗЫЧЕСТВО И ХРИСТИЯНСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ 3
III. ВЛИЯНИЕ ВИЗАНТИИ НА РАЗВИТИЕ ДВОЕВЕРИЯ НА РУСИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Литература

Список литературы
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. - М., 2004.
2. Волошина ТА, Астапов СН. Языческая мифология славян. -Ростов Н-Д,, 2006.
3. Голубинский Е.Е. История русской церкви. - М., 1997.
4. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси: В 2-т. - М., 2007.
5. Рапов О.М. Русская церковь в IX в. - первой трети ХП в. Принятие христианства - М., 2008.
6. Рыбаков Б.А. Язычество в древней Руси. - М., 1987.
7. Христианство: Словарь. Ред. Андронов В.Г. - М., 1994.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Культура и язык Контрольная 2009 17 Ростов на Дону 335 Купить Заказать
оригинальную
Золотой век русской культуры Контрольная 2004 20 Пенза 500 Купить Заказать
оригинальную
Исторические особенности русской культуры Контрольная 2009 21 Москва 470 Купить Заказать
оригинальную
1. Общая характеристка культуры Нового Времени и Просвещения. Влияние классической науки и философии на мировоззрение эпохи. 2. Барокко и рококо как художе Контрольная 2009 14 москва 280 Купить Заказать
оригинальную
Проблема Восток-Запад: противостояние или диалог культур? Контрольная 2009 14 РУДН 310 Купить Заказать
оригинальную
Культурология. Контрольная. Ответы на вопросы Контрольная 2009 24 Москва 800 Купить Заказать
оригинальную
Контрольная работа по организационному поведению Контрольная 2009 31 ЮУПИ 300 Купить Заказать
оригинальную
Определение культурологического смысла понятий «Восток» и «Запад». Сравнительный анализ культур Запада и Востока Контрольная 2010 22 СПА 400 Купить Заказать
оригинальную
Античная культура. Ответы на 17 вопросов Контрольная 2010 34 Москва 615 Купить Заказать
оригинальную
Историко-философские и социокультурные традиции формирования культурологии как науки Контрольная 2010 16 Ростовская Таможенная Академия 500 Купить Заказать
оригинальную