Главная - Гуманитарные - Педагогика - Характеристика экологического воспитания

Характеристика экологического воспитания

  • Тема: Характеристика экологического воспитания
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Педагогика
  • Страниц: 15
  • Год сдачи: 2009
  • ВУЗ, город: не указан
  • Цена(руб.): 500 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

Введение
Экологическое воспитание - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов. В нашей стране создана стройная система экологического воспитания как на формальном (детский сад, школа, вуз), так и на неформальном уровнях (общества охраны природы, Знание, педагогическое, народные университеты и факультеты охраны природы, и др.).
Существенную роль в экологическом воспитании играют печать, радио, телевидение, кино, музеи, выставки, заповедники, дома природы, школьные лесничества, зеленые и голубые патрули, студенческие добровольные дружины охраны природы и др. Развитию экологического воспитания способствует международное сотрудничество (деятельность МСОП, ЮНЕСКО проект № 13 в рамках программы Человек и биосфера, ЮНЕП и др.).











1. Содержание экологического воспитания

В русле традиций российской педагогической культуры под воспитанием вообще и экологическим в частности имеется в виду более широкая категория по сравнению с экологическим образованием. Система экологического воспитания является связующим звеном между современным состоянием цивилизации и будущим этапом ее развития. Система воспитания, формировавшая «покорителей природы», сегодня терпит крах. Природные ресурсы оказались исчерпаемыми, а воображаемое подчинение природной стихии человеку обернулось глубокими нарушениями экологического равновесия, разрушением экосистем. Воспитание «природопользователей» основывалось на противопоставлении Человека и Природы, преобладании утилитарно-практического отношения с ней, традиционно связываемого с западной культурой [1, с. 30].
Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня прошедшие красной нитью через педагогические учения нескольких столетий идеи природо- и культуроспособности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса. (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие).
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, но формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «Экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека к себе, к знанию, к другому, к природе.
Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи [1, с. 32]:
- углубить и расширить экологические знания;
- привить начальные экологические навыки и умения поведенческие,
познавательные, преобразовательные,
- развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,
- сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
Человека, наделенного экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Индивидуальные возрастные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром. А ведь окружающий детей мир чрезвычайно разнообразен и многолик, это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики и техники, мир вещей, слов, мимики и жестов и, наконец, внутренний мир самого ребенка. И с каждым из этих миров ребенку необходимо установить такие отношения, которые позволили бы ему жить в гармонии с ним, т.е. жить экологично.

Содержание

Оглавление
Введение 3
1. Содержание экологического воспитания 4
2. Система экологического воспитания 9
Заключение 15
Список литературы 16

Литература

Список литературы

1. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 695 с.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
3. Гезел А. Педология раннего детства. Пер. с англ. А.Д. Островского Под ред. В.Г. Щтефко: М. Л., Гос. учеб.-педагогич. изд., ф-ка книги «Красный пролетарий», 1932. 248 с.
4. Пискунов А.И. Природосообразности принцип// Педагогическая энциклопедия М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1966. Т. 3. С. 879
5. Кумарин В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы. М.: Народное образование, 2004. 624 с.
6. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб.: изд. «Петроградский и К», 1997. 416 с.
7. Тюмасева З. И. Экология, образовательная среда и модернизация образования: Монография. Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед. ун-та, 2006. 322 с.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Аппликация как вид художественной деятельности детей дошкольного возраста Реферат 2011 17 Москва 600 Купить Заказать
оригинальную
Сущность рейтинговой системы оценки результатов обучения Реферат 2009 18 РГППУ 500 Купить Заказать
оригинальную
Специфика работы с родителями воспитанников ГПД Реферат 2009 16 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Современные воплощения педагогических идей В.А Сухомлинского Реферат 2009 16 Гуманитарный 500 Купить Заказать
оригинальную
Проведение коучинга в современных организациях Реферат 2009 22 РГАЗУ 500 Купить Заказать
оригинальную
Нравственная культура-профессиональная обязанность руководителя Реферат 2009 15 РГАЗУ 500 Купить Заказать
оригинальную
Испытание при поступлении на службу Реферат 2009 19 РГАЗУ 500 Купить Заказать
оригинальную
Системы дистанционного обучения Реферат 2010 23 вуз 300 Купить Заказать
оригинальную
Воспитание детей в игре Реферат 1998 32 Министерство образования Российской Федерации Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л.Н. Толстого 300 Купить Заказать
оригинальную
Методика работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении на диагностической основе (исторический аспект) Реферат 2009 23 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную