Главная - Гуманитарные - Политология - Восточные и Западные парадигмы в трактовке феномена коммуникации

Восточные и Западные парадигмы в трактовке феномена коммуникации

  • Тема: Восточные и Западные парадигмы в трактовке феномена коммуникации
  • Автор: Валерий
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Политология
  • Страниц: 28
  • Год сдачи: 2007
  • ВУЗ, город: МЭСИ, Москва
  • Цена(руб.): 1500 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

Введение
Теория коммуникации сравнительно молодая область научного знания, которая стала обретать статус самостоятельной академи¬ческой дисциплины в нашей стране лишь в последнее десятилетие. Все большая востребованность коммуникативных знаний и навы¬ков, которую ощутила отечественная наука, как и общество в целом, обусловила «коммуникативный бум», привела к тому, что о проблемах коммуникации сегодня говорят и пишут представители разных дисциплин, а сам термин «коммуникация» уже прочно вошел в понятийный аппарат социально-гуманитарного знания.
Однако у исследователей пока еще нет единства относительно научного статуса теории коммуникации, ее объекта и предмета, ее принадлежности к тому или иному «научному ведомству», а также ее места в системе современного социогуманитарного знания и ву¬зовского образования.
Без преувеличения, коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятель¬ности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Общество не столько совокупность индивидов, сколь¬ко те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь при¬стальный интерес к коммуникации со стороны представителей
самых разных научных направлений, и, в первую очередь, общест¬воведов. История общественной мысли свидетельствует, что фило¬софы и социологи, политологи и культурологи, психологи и педа¬гоги, лингвисты и журналисты всегда, в той или иной мере, обра¬щались к проблемам человеческого общения. Однако каждый новый исследователь, столкнувшийся с ними, обнаруживал, что коммуникативная проблематика оказывается едва ли не самой запутанной. Многие объясняют это тем, что коммуникативная проблематика столь же безгранична и разнообразна, как и само человеческое общество, если не сказать как окружающий нас мир.
1.1. Содержание термина «коммуникация»
Термин коммуникация появился в научной литературе в начале XX в. Коммуникация (от лат. communicatio делать общим, беседовать, связывать, сообщать, пе¬редавать) выступает как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, на¬родов, государств, в ходе которого осуществляется передача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей [5, с. 24-28].
Понятие «коммуникация» имеет по крайней мере три интерпретации:
а) сред¬ство информации;
б) передача информации;
в) воздействие информацией.
Пер¬вое связано с проблемами дифференциации и систематизации коммуникативных средств, различных по своей природе, функции и эффективности; второе с про¬блемами межличностной коммуникации; третье обусловлено проблемами массо¬вой коммуникации. Соответственно коммуникацию можно определить как соци¬ально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью много¬образных коммуникативных (вербальных и невербальных) средств.
Изучение политической коммуникации имеет глубокие корни, но начало со¬временным изысканиям положили исследования пропаганды в Первую мировую войну, проводившиеся после ее окончания. Фундаментальные работы в этой об¬ласти, равно как и сам термин «политическая коммуникация», появились в конце 1940 начале 1950-х гг. Выделение исследований политической коммуникации в самостоятельное направление на стыке социальных и политических процессов было вызвано демократизацией политических процессов в мире во второй поло¬вине XX в., развитием кибернетической теории, возникновением новых коммуни¬кационных систем и технологий.
Сама идея политической коммуникации довольно неоднозначна. Существует множество ее трактовок. Среди них можно выделить наиболее распространенные:
1. Политическую коммуникацию представляют не только в качестве речевого
взаимодействия или способности убеждения посредством символов и знаков,
но и как возможность осуществления самой власти.
2. Политическая коммуникация трактуется как постоянный процесс передачи
политической информации, посредством которого политические тексты циркулируют между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами.
Политическая коммуникация определяется как процесс передачи политиче¬ской информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой.
Политическая коммуникация подразумевает не одностороннюю направлен¬ность сигналов от элит к массе, а весь диапазон неформальных коммуникаци¬онных процессов в обществе, которые оказывают самое разнообразное влия¬ние на политику.
В целом политическую коммуникацию можно определить как процесс информационного обмена между субъектами политики, осуществляемый в ходе их фор¬мальных и неформальных взаимодействий.
Важным моментом политической коммуникации является смысловой аспект взаимоотношений субъектов политики путем обмена информацией в процесс? борьбы за власть или ее осуществление. Посредством коммуникации передает¬ся три типа политических сообщений: а) побудительные (приказ, убеждение): б) собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); в) факти¬ческие (сведения, связанные с установ¬лением и поддержанием контакта между субъектами политики).

1.2. Западные трактовки феномена коммуникации
В современной коммуникативистике выделяется несколько конкретно-научных подходов к изучению коммуникации.
Во-первых, это различные подходы технократического и интеракционного характера.
Во-вторых, в рамках интеракционизма ученые разделились в решении вопроса о том, как объяснить коммуникацию ссылками на индивидуальную осознанную деятельность или в качестве производной от социальной структуры. Дебаты о коммуникации в подоб¬ных терминах занимают одно из центральных мест в современной социологии, психологии и культурологии. В рамках именно этих наук складывались основные теоретико-методологические подхо¬ды к коммуникации и предпринимались различные попытки при¬мирить объективную структуру и субъективную волю.
Технократические подходы к изучению коммуникации были обусловлены спецификой конкретно-исторических условий и само¬го предмета исследования. После Второй мировой войны роль тех¬нических средств коммуникации в распространении знаний, куль¬туры и формировании личности стала центральной темой и в кри¬тических концепциях, разоблачающих отрицательные стороны массовой культуры, и в работах современных футурологов, пред¬сказывающих наступление «технотронной эры» и «информационного общества»[5, с. 29-30].
Так возникли концепции технологического детерминизма, наиболее известной среди которых является теория информационного общества, рассматривающая современные технические средства ин формации в качестве важнейшего стимула и источника социально¬го развития. Один из основоположников данной теории Д. Белл по¬лагал, что США и многие европейские страны становятся инфор¬мационными обществами, основанными не на индустриальном производстве с его традиционными отраслями, а на новейших ин¬формационных технологиях и производстве нового знания (new economy, e-commerce). Явным признаком такой трансформации становится повышение значения высшего образования. Знание превращается в ключевой источник новшеств и основу социальной организации и техноструктуры (Дж. Гэлбрейт) [5, с. 31].

Содержание

Введение 3
1.1. Содержание термина «коммуникация» 4
1.2. Западные трактовки феномена коммуникации .. 6
1.3. Восточная трактовка феномена коммуникации ______________________________________________. 18
Заключение 27
Список литературы .. 28

Литература

1. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.
2. Морозов В.П. Психоакустические аспекты восприятия речи // Механизмы деятельности мозга / Под ред. Н.П. Бехтеревой. М., 1988.
3. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. - Питер, 2005. 288
4. Соколов А.В. Введение в теорию социальной комму¬никации. СПб., 1996.
5. Соловьев А.И. Политология. М.: Аспект Пресс, 2000. 559
6. Политология. Учебное пособие /под ред. А.С. Тугаева, А.Е. Хренова. СПб, Питер, 2005. 560 с.
7. Основы теории коммуникации: Учебник. /под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2003. 615 с.
8. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. СПб, Питер, 2004. 397 с.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Технологии партийного строительства в зарубежных странах Курсовая 2007 51 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Политико-правовой аспект разрешения конфликта в Косово Курсовая 2007 34 москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Политико-правовой аспект развития конфликта в Косово Курсовая 2007 35 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Политическая элита Курсовая 2003 31 Волгоградская академия государственной службы 1500 Купить Заказать
оригинальную
Сравнительный анализ политических партий левого крыла Курсовая 2007 46 Санкт-Петербург 1500 Купить Заказать
оригинальную
Феномен российской партии ЖИЗНИ в электоральных стратегияхпериода 2003 - 2006 гг. Курсовая 2007 46 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Перспективы Великобританиив рамках Евросоюза Курсовая 2007 45 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Нелегитимные политические технологии и методы борьбы с ними Курсовая 2007 31 Санкт-Петербург 1500 Купить Заказать
оригинальную
Политические манипуляции на выборах Курсовая 2007 32 Санкт-Петербург 1500 Купить Заказать
оригинальную
Рыночная экономика.Ее достоинства и недостатки, принцип невидимой руки рынка Курсовая 2007 33 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную