Главная - Естественные - Естествознание - Чувственные формы познания и установление научного факта

Чувственные формы познания и установление научного факта

  • Тема: Чувственные формы познания и установление научного факта
  • Автор: Валерий
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Естествознание
  • Страниц: 25
  • Год сдачи: 2007
  • ВУЗ, город: Государственный университет управления
  • Цена(руб.): 500 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

Введение
Термин естествознание означает знание естества, т. е. природы. Испокон веков изучение природы было фундаментом практической деятельности человека, опытной и идейной базы эволюции мировоззрения. Основные понятия, архетипы, тематические пласты культуры, само представление о закономерностях были порождены исследованием природы.
К любому научному знанию предъявляется требование не только ответить на вопрос, как устроен мир, но и объяснить, почему он устроен именно так, с соответствующими химическими элементами, физическими константами и т. д. Ученый, к какой бы области не относилась его деятельность, должен обеспечить не только объяснение наблюдаемых им явлений, не только описывать их структуру и устанавливать причинно-следственные связи, регулирующие функционирование внешнего мира, но и способствовать росту понимания того, как соотносятся обнаруженые им природные феномены с потребностями и целями человека.
Современное естествознание зачастую имеет дело с исключительно сложными и недоступными исследованию объектами, такими как «черные дыры», ветвящиеся миры, гиперскорости, исчезающе малые величины, виртуальные частицы. Целый ряд объектов исследования естественных наук представляет собой теоретические построения, не имеющие реальных прототипов и даже аналогов [2]. Такая ситуация давно известна в естествознании, однако при введении понятий идеального газа или абсолютно черного тела предполагалось, что, хотя таковых не существует в природе, тем не менее, идеализации отталкиваются от реальных аналогов, выделяя те или иные их особенности для разностороннего исследования. В настоящее время вопрос о реальности сменяется вопросом о допустимости или недопустимости тех или иных моделей в той или иной теории. Современному физику вопрос о реальности или нереальности существования виртуальных частиц покажется столь же неуместным, как напоминание шахматисту о том, что он имеет дело с деревянными королями и слонами, а не настоящими.
Все это приводит к тому, что некоторые исследователи науки все чаще говорят о приоритете теоретического уровня познания, а роль чувственных форм познания и эксперимента в процессе приобретения новых знаний считают малозначимой. Однако необходимо вспомнить о том, с чего же начинается процесс установления научного факта. При этом оказывается, что слова Аристотеля о том, что первым шагом на пути движения к истине является опыт, который начинается, в свою очередь с ощущения, не потеряли своей актуальности.
Часто утверждается, что никакое наблюдение не может быть непосредственным, оно всегда теоретически нагружено, так как исследователь имеет определенные представления о том, что он будет наблюдать. Однако это утверждение лишний раз подчеркивает чрезвычайную актуальность чувственных форм познания и подтверждением этому является введение в некоторых областях естествознания так называемых «слепых» экспериментов, которые имеют своей целью как раз исключение этой теоретической нагруженности. Особенно важную роль такие эксперименты играют в медицине при тестировании новых лекарственных препаратов для исключения плацебо-эффекта или диагностических систем с целью исключить субъективное желание врача (или любого другого исследователя) получить ожидаемые результаты.
Таким образом, целью данной работы является исследование роли чувственных форм познания в процессе установления научного факта, а также их взаимоотношения с другими видами научного познания в современном состоянии естествознания.

1. Обыденное и научное познание
Для большинства людей познание отождествляется только с научно-исследовательской деятельностью, связано обязательно со сложными приборами и хитроумными экспериментами. На самом деле люди могут приобретать знания об окружающей действительности, даже не подозревая о существовании особого вида социальной деятельности, получившей название познание.
Не случайно, при детальном рассмотрении этого вида человеческой активности приходится использовать уточняющие определения и говорить о научном, художественном и других специализированных формах познания. Но существующие параллельно друг с другом, иногда пересекающиеся и вступающие в весьма сложные взаимоотношения, эти формы возникают на некой общей основе, которая обеспечивает наиболее фундаментальную, и в тоже время, наименее осознаваемую систему представлений человека о характере и свойствах того мира, с которым ему приходится иметь дело каждый день [3].
Такой основой является обыденное познание. Его особенность в том, что этот вид познания не существует в виде самостоятельной сущности, будучи одним из аспектов повседневной практической деятельности людей, направленной на удовлетворение их природных и социокультурных потребностей. Решая утилитарные задачи, связанные с производством и воспроизводством собственной жизни люди неявно для себя (хотя со временем это может осознаваться) получают и накапливают сведения о природной среде, социальном окружении и своем умении взаимодействовать и с тем и с другим.
Само по себе познавательное отношение человека к действительности не является врожденным. Хотя биологи и выделяют в поведении животных нечто вроде познавательного инстинкта, однако человеческая активность всегда целенаправленна и предполагает явное противопоставление индивида и тех фрагментов реальноти, на которые направлено его внимание. Такое отношение складывается не сразу, и лишь осознав себя в качестве одного из источников возмущений, воздействующих на природу, человек начинает задумываться над тем, как наиболее эффективно достигать своих целей. А это, в свою очередь, требует сознательного, избирательно-направленного изучения среды, выделения полезных и вредных (опасных) свойств.

Содержание

Введение.3
1. Обыденное и научное познание..4
2. Особенности естественнонаучного познания7
3. Чувственное познание, его формы и виды.9
3.1. Формы чувственного познания9
3.2. Непосредственное и опосредованное чувственное познание..11
4. Эмпирический и теоретический уровни научного познания..14
5. Научный факт как необходимое условие научного познания18
6. Роль чувственного познания в установлении научного факта...19
7. Заключение..23
Список литературы...25

Литература

1. Аристотель. Собр. соч. в 4-х томах. Том 1. Москва: Мысль, 1976.
2. Торосян В. Г. Концепции современного естествознания. Москва: Высшая школа, 2003.
3. Гусев С. С. // Философия и академическая наука (Верещагин В. Ю., Громов И. А. и др.). Санкт-Петербург, 2002.
4. Койре А. В. Очерки истории философской мысли. Москва: УРСС, 2004.
5. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. Москва: УРСС, 2004.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Естественно-научное представление о зарождении живой материи Реферат 2007 17 ГУУ(Москва) 500 Купить Заказать
оригинальную
Понятие о динамическом хаосе Реферат 2007 15 Санкт-Петербург 500 Купить Заказать
оригинальную
Планеты земной группы Реферат 2005 34 Москва 600 Купить Заказать
оригинальную
Роль вирусологии в решении проблемы человечества Реферат 2007 16 ВЗФЭИ, Омск 500 Купить Заказать
оригинальную
Энергия солнца. Служба солнца Реферат 2005 34 ДГМА 1000 Купить Заказать
оригинальную
Синергетика. Основные концепции самоорганизации Реферат 2008 13 Санкт-Петербургский государственный университет 500 Купить Заказать
оригинальную
Энтропия и ее роль в современной картине мира Реферат 2008 23 АГТУ 500 Купить Заказать
оригинальную
Современные концепции развития геосферных оболочек Реферат 2008 20 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Как устроены звёзды? Реферат 2003 19 АГТУ (Астрахань) 500 Купить Заказать
оригинальную
Роль симметрии в природе Реферат 2008 15 КурскГТУ 500 Купить Заказать
оригинальную