Главная - Гуманитарные - Педагогика - Формирование осознанного чтения младших школьников

Формирование осознанного чтения младших школьников

  • Тема: Формирование осознанного чтения младших школьников
  • Автор: Надежда
  • Тип работы: Дипломная
  • Предмет: Педагогика
  • Страниц: 69
  • Год сдачи: 2007
  • ВУЗ, город: Москва
  • Цена(руб.): 5000 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

Введение
Актуальность выбранной темы. В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность.
По сравнению с темой произведения, которая просто указывает читателю на то, какую часть окружающего нас «внешнего» для нас или нашего внутреннего мира исследует писатель, пафос литературного произведения и авторская идея, осознанно или интуитивно вложенные писателем в литературное произведение, определяют скрытые в нем при¬чинно-следственные связи и отвечают (со¬ответственно) н два очень важных для чи¬тателя вопроса:
1) почему, изображая то, что привлекло его внимание, писатель из¬брал именно тот эмоционально-оценочный аспект, который мы так хорошо чувствуем или должны почувствовать, читая литера¬турное произведение;
2) зачем он это сде¬лал?
Если ученик начинает думать над вопросами такого характера, то можно говорить об осознанном чтении. Если у школьника возникает желание после прочтения литературного произведения узнать об авторской идее и вообще об авторе данного литературного произведения как о писателе и человеке это сигнал том, что школьник готов к изучению литературы, к осознанному чтению произведений. Такой уро¬вень восприятия текста литературного про¬изведения обыч¬но достигается почти всеми младшими школьниками к концу четвертого года фор¬мирования у них читательской самостоя¬тельности.
Одна из важнейших задач начальной школы формирование у детей навыка осознанного чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Выпускники младших классов должны иметь беглое, осмысленное, правильное и выразительное чтение. Однако почти в каждом классе находится несколько учеников, которые не укладываются в нормативы, предусмотренные школьной программой. В общем-то, умея читать, они проделывают это очень медленно с многочисленными ошибками. Дети при чтении пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают или не дочитывают окончания слов. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажение звукового состава слова и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.
Исходя из этого, проблема осознанности чтения представляется одной из актуальных в современной методике преподавания русского языка в национальной школе. Отсутствие языковой среды сказывается на речевой подготовке учащихся, затрудняет осознанность, полное понимание прочитанного произведения.
Объект исследования: процесс обучения чтению младших школьников.
Предмет исследования: формирование осознанного чтения у учащихся 4 класса.
Целью данного исследования является определение эффективности применяемых нами приемов постановки вопросов и творческого пересказа на формирование осознанного чтения.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
 изучение психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;
 выявить проблему по формировании осознанного чтения;
 разработать систему методов, направленных на формирование осознанного чтения;
 экспериментально обосновать эффективность учебных программ по чтению;
 проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.
В качестве гипотезы исследования послужило следующее предположение: процесс формирования осознанного чтения младших школьников будет эффективным, если использовать систему приемов по формированию осознанного чтения.
Методологической основой исследования явились работы психологов, педагогов, методистов о процессах обучению чтению младших школьников. Наша работа основана на теоретических и практических трудах в области педагогики таких исследователей, как П.П. Блонского, К.Д.Ушинского, М.Р.Львова, в области психологии таких, как Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна, А.Р.Лурия и других.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение за учебным процессом в исследуемых классах;
- социометрический опрос;
- педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материал может быть использован учителями и методистами, студентами.
Эксперимент проведен в ? средней общеобразовательной школе. В ходе эксперимента участвовали учащиеся 4 класса, в количестве 14 человек.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Содержание

Оглавление

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования
осознанного чтения младших школьников
1.1. Психологические особенности процесса чтения у детей.......................6
1.2. Проблемы осознанного чтения младших школьников............................14
1.3. Характеристика и пути формирования осознанного чтения..............22

Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию
осознанного чтения у младших школьников
2.1. Методика экспериментальной деятельности по выявлению
уровня качества чтения учащихся 4 класса .......................................42
2.2. Формирующий эксперимент.....49
2.3. Итоги экспериментального обучения...53

Заключение.....................................................................................................60
Список использованной литературы...............................................................62
Приложение

Литература

Список использованной литературы:
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение /Г.Л. Абрамович М.,1979.-325с.
2. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми девяти лет /Л.И. Беленькая М.: Просвещение, 1969. 167с.
3. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская М.: Педагогика, 1977. 215 с.
4. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. АПН СССР /В.И. Водовозов - М.: Педагогика, 1986. 476 с.
5. Воскресенская А.И., Закожурникова М.Л. Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе /А.И. Воскресенская, М.Л. ЗакожурниковаМ.: Учпедгиз, 1950.- 368с.
6. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы./ М.П. Воюшина Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989 - с.58
7. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения / М.П. Воюшина //Начальная школа 1989 - №5- С.16-20
8. Выготский Л.С. Психология искусства /Л.С.Выготский М.: Просвещение, 1989 315 с.
9. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии /М.В. Гамезо М.: Просвещение, 1982 190 с.
10. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений /В.Н. Граблева //Начальная школа 2000 - №11- С.19-25
11. Детская литература /Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение 1989 399 с.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов /И.А. Зимняя - М.: Логос, 2000 383 с.
13. Изволенская Л.Н. Методика формирования умения составлять план /Л.Н. Изволенская //Начальная школа. 1990 - №12.- С.31-34
14. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика преподавания русского языка в начальной школе /Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова Л., 1955 315 с.
15. Козырева А.С. Виды работы над тестом на уроках чтения /А.С. Козырева //Начальная школа. 1990 - №3.- С.67-68
16. Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения /О.И. Колесникова //Начальная школа. 2000 - №11- С.6-13.
17. Костин Н.А. Методика русского языка в начальной школе /Н.А. Костин М., 1949 289 с.
18. Кочаровская З.Д. Краткие пересказ в начальных классах /З.Д. Кочаровская //Начальная школа. 1981. - №5- С.20-23.
19. Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения /О.В. Кубасова //Начальная школа. 1985. - №12 -С. 30-34.
20. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтеният/О.В. Кубасова //Начальная школа. 1991. - №9- С. 26-31.
21. Кудрина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников /Г.Н. Кудрина, З.Н. Новлянская, А.А. Мелик-Пашаев - М.: Просвещение, 1988. 79 с.
22. Левидов А.М. Автор образ читатель /А.М. Левидов - Л.: Издательство Ленинградского университета.- 1983. 350 с.
23. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем /В.А. Левин М.: Лаида.- 1994. 192 с.
24. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы./А.А. Леонтьев М.: Просвещение.- 1981. 215с.
25. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. /А.А. Леонтьев М.: Смысл.- 1997. 288 с.
26. Липкина А.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах /А.И. Липкина, М.И. Оморокова М.: Просвещение.- 1967. 112 с.
27. Лошкарева Н.А. Рекомендации о развитии общих умений и навыков школьников./Н.А. Лошкарева Киев.- 1984. С.17.
28. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах /М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская М.: Академия.- 2000. 368 с.
29. Малахова Е.П. О восприятии книги детьми младшего возраста. В кн.: Вопросы детской литературы /Е.П. Малахова - М.: Детгиз., 1955. С.208-232.
30. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения /Л.Д. Мали //Начальная школа. 1981. №3. С.27-31.
31. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников/ Под ред. Т.Г. Рамзаевой. С Пб.: Специальная литература.- 1997. 168 с.
32. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения /Н.Д. Молдавская М.: Просвещение.- 1976.- 224 с.
33. Морозова Н.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками /Морозова Н.Г. В кн.: Основы методики обучения русскому языку. М., 1965 С.27.
34. Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу /Л.Ф. Ни. //Начальная школа. 1997. - №5.- С.59-63.
35. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками /О.И. Никифорова М.: Учпедгиз.- 1959- 206 с.
36. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы /О.И. Никифорова М.: Книга.- 1972. 206 с.
37. Петровский А.В. Общая психологият/А.В. Петровский М.: Просвещение.- 1986. 463 с.
38. Полозова Т.Д., Полозова Т.А. Всем лучшим во мне я обязан книгам: Кн. для учителя /Т.Д. Полозова, Т.А. Полозова - М., Просвещение.- 1990. - 254с.
39. Программы общеобразовательных учреждений //Начальные класса 1 3. М.: Просвещение.- 1994. .160 с.
40. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат.- 1990. - 494с.
41. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика Обучения русскому языку в начальных классах /Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов М.: Просвещение, 1979. 431 с.
42. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика /А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум - СПб.: Питер.- 2000. 432 с.
43. Редозубов С.П. Методика Обучения чтению и письму в начальной школе: Избранные труды /С.П. Редозубов М.: Издательство АПН РСФСР.- 1961. 427 с.
44. Родная речь: Книга 2, часть вторая. М.: Просвещение.- 1993. 224 с.
45. Рождественский Н.С. Методика начального обучения русскому языку /Н.С. Рождественский М.: Просвещение.- 1965. 347с.
46. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками /Л.Н. Рожина М.: Просвещение.- 1977. 158 с.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн СПб.: Питер.- 1999. 720 с.
48. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения /Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение.- 1993. .384 с.
49. Рыбникова М.А. Очерки о методике литературного чтения: Пособие для учителя. - 4-е изд., испр./М.А. Рыбникова - М.: Просвещение, 1985. - 288с.
50. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: учеб.-метод. пособие для преп. и студ. пед. учеб. завед./Т.П. Сальникова - М., Просвещение, 1996. 154 с.
51. Светловская Н.Н. О некоторых нерешенных проблемах чтения /Н.Н. Светловская //Начальная школа. 1965. - №7.- С.28-32.
52. Столяренко Л.Д. Основы психологии /Л.Д. Столяренко Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 671 с.
53. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения/ Сост. Г.Г.Савенок./В.Я. Стоюнин - М.: Педагогика, 1991. - 368с.
54. Ткачева Т.А., Толмачев А.А. Методы сбора, обработки и представления информации в педагогическом исследовании. Пособие для студентов и аспирантов /Т.А. Ткачева, А.А. Толмачев - Красноярск: Издательство КГПИ, 1992. С.88.
55. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения /К.Д. Ушинский М.: Просвещение, 1968. 557с.
56. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. /К.Д. Ушинский М.: Изд-во Академии пед. наук.- т.7.- 1949.
57. Шпунтов А.И., Иванина Е.И. Когда художественное произведение может быть воспринято младшими школьниками полноценно / А.И. Шпунтов, Е.И. Иванина //Начальная школа. 1995 - №10. С.20-24
58. Щепетова Н.Н. Методика чтения в начальной школе / Н.Н. Щепетова М. Просвещение, 1950. 220 с.
59. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия /П.М. Якобсон М.: Искусство, 1964. С.86.
60. Яковлева В.И. Обучение пересказыванию прочитанного /В.И. Яковлева //Начальная школа. 1985. - №2- С.50-57.
61. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению /В.И. Яковлева //Начальная школа.- 1990. - №1 - С.20-26.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Психолого - педагогические основы дистанционного обучения Дипломная 2003 106 ТГПУ им. Л.Н.Толстого г. ТУЛА 4000 Купить Заказать
оригинальную
Развитие эталлонных представлении о цвете и форме уственно отсталых дошкольников Дипломная 2007 75 Москва 4000 Купить Заказать
оригинальную
Особенности преподавания русского языка как иностранного Дипломная 2007 63 Москва 4000 Купить Заказать
оригинальную
Система формирования личностно-ориентированного подхода у педагогов к обучению детей в рамках методической работы в дошкольном учреждении Дипломная 2007 91 Пед. Институт (Челябинск) 4000 Купить Заказать
оригинальную
Позновательные процессы дошкольников Дипломная 2006 84 Пед.институт (Челябинск) 4000 Купить Заказать
оригинальную
Логопедическая работа по профилактике нарушений речи детей 2-3 лет. Дипломная 2007 94 Пед. институт 4000 Купить Заказать
оригинальную
Система коррекции нарушений моторной сферы и речи детей со стертой формы дизартрии дошкольного возраста. Дипломная 2007 92 Пед.институт 4000 Купить Заказать
оригинальную
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи детей Дипломная 2007 132 Пед. институт 4000 Купить Заказать
оригинальную
Консервирование плодоовощной продукции в домашних условиях с использованием нетрадиционных рецептур Дипломная 2007 99 Пед. университет(Челябинск) 4000 Купить Заказать
оригинальную
Дополнительное образование как сфера реализации образовательных технологий социально-культурной деятельности Дипломная 2008 98 Волгоград 4000 Купить Заказать
оригинальную