Главная - Гуманитарные - Педагогика - Изучение готовности к овладению грамотой у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в ДОУ

Изучение готовности к овладению грамотой у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в ДОУ

  • Тема: Изучение готовности к овладению грамотой у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в ДОУ
  • Автор: Лена Михалькова
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Педагогика
  • Страниц: 58
  • Год сдачи: 2007
  • ВУЗ, город: Москва
  • Цена(руб.): 1500 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

Введение

В настоящее время в образовательно-воспитательной среде наблюдается ситуация отклонения детей в речевом развитии, причем количество детей дошкольного возраста с данными проблемами растет. Это дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Полноценные в слуховом и интеллектуальном отношении, они не готовы к восприятию школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. В дальнейшем эти дети становятся неуспевающими, особенно при овладении грамотой. Причиной этого являются недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Основа звукобуквенного анализа - четкие, устойчивые и достаточно дифференцированные представления о звуковом составе слова.

Для успешного овладения грамотой в школе требуется надлежащая подготовка детей в ДОУ. Это необходимо как для детей с нормальным фонетико-фонематическим развитием, так и для детей с отклонениями. Правильно организованная логопедическая работа, коррекционный процесс позволяет и полностью устранить недостатки формирования фонематических представлений, и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты.

В настоящее время также встречаются дети с ФФНР и в старшем до-школьном возрасте в связи с педагогической запущенностью и неблагоприятной социальной ситуацией.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что необходима соответствующая подготовка детей с ФФНР к овладению грамотой.

Цель данной работы изучить готовность к овладению грамотой у детей с ФФНР в ДОУ.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть готовность к овладению грамотой у детей в норме;

2. Изучить теорию фонетико-фонематического развития речи;

3. Провести сравнительный анализ методов обследования готовности к овладению грамотой у люей с ФФНР;

4. Изучить систему логопедической работы с детьми по готовности к овладению грамотой в ДОУ.

Объектом нашего исследования является готовность к овладению грамотой у детей дошкольного возраста с ФФНР.

Предмет исследования содержание и методики логопедической работы с детьми по готовности к овладению грамотой в ДОУ.

Субъект исследования дети дошкольного возраста с ФФНР.

Проведение системной логопедической работы по формированию фонематических представлений способствует формированию устно-речевой базы для овладения грамотой.

Методы исследования включают системно-функциональный анализ,

деятельностный подход. Применялись общелогические процедуры абстрагирование, обобщение, ограничение, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, спецификация.

Практическая значимость

Представленные данные могут быть использованы для работы логопедами и воспитателями в ДОУ и других воспитательно-образовательных учреждений.

Структура работы: состоит из введения, 4-х глав, заключения.



1 глава. Характеристика готовности к овладению грамотой в норме





Успешное обучение ребенка в школе может осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения и т.д. И конечно, он должен быть готов к усвоению учебных предметов. Так, для успешного

усвоения школьного курса родного языка ребенку необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи. Кроме того, совершенствование диалогической и монологической (связной) речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка возможны лишь на основе осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка, а также на основе отношения к речи другого человека как регулирующей его деятельность .

Начальное школьное обучение русскому языку, с одной стороны, продолжает развивать и совершенствовать речевые навыки (диалогическую и монологическую речь), которые ребенок приобрел до школы, а с другой, предусматривает усвоение некоторых элементов грамматической теории и формирование нового для детей вида речевой деятельности письменной речи.

Установлено, что на эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи, в частности, осознанное ориентирование в звуковой структуре языка и его словарном составе. Психологи (Л.С. Выготский, С.Н. Карпова, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают, что вычленение ребенком новой для него области объективного мира не только имеет практическое значение, обеспечивая овладение грамотой, но и является важным этапом его умственного развития.

Содержание

Введение .3

1 глава. Характеристика готовности к овладению грамотой в норме...5

Вы-вод...7

2 глава. Теория фонетико-фонематического развития речи (ФФНР)...8

Вывод.13

3 глава. Сравнительный анализ методов обследования готовности к овладению грамотой у людей с ФФНР..14

Вывод.....37

4 глава. Система логопедической работы с детьми по готовности к овладе-нию грамотой в ДОУ38

Вывод.50

Заключение52

Список используемой литературы..55

Литература

1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб., 1999.

2. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс, 2001.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2002.

4. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М., 1998.

5. Венгер А.Л. Родители просят совета. М., 2003.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Том 2. М., 1999.

7. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском Саду для детей с нарушениями речи. М., 1998.

8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 2006.

9. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. М., 2004.

10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2005.

11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление нарушения речи у дошкольников. М., 1999.

12. Жукова Н.С. Формирование устной речи. М., 2002.

13. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2007.

14. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. М.: Академия, 2006.

15. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 2005.

16. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 2002.

17. Ковалев А. Г. Психология личности. СПб., 2003.

18. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 2002.

19. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН). М., 1998.

20. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (I период). М., 2007.

21. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Секачев В.Ю., 2000.

22. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод пособие для учителя-логопеда. М.: Издательство «Владос», 2004.

23. Левина А. Развиваем речь 4-5 года: Тетрадь для занятий взрослых с детьми. М.: Олма-пресс Экслибрис, 2003.

24. Либманн А. Патология и терапия заикания и косноязычия. (- СПб. 1901)// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997.

25. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 1998.

26. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возрас-та//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000.

27. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М.,1997.

28. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 2006.

29. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.,1999.

30. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. М.: А.П.О., 1999.

31. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду.

Ярославль, 1998.

32. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. М., 2005.

33. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. М., 1998.

34. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. 2-е изд., испр. М.: АРКТИ, 2003.

35. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. СПб., 1997.

36. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. М., 1997.

37. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.

38. Правдина О.В. Логопедия. М., 2003.

39. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1999.

40. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1999.

41. Ткаченко Т.А. Если ребенок плохо говорит. СПб., 1997.

42. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.

43. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. СПб., 1999.

44. Тригер Р. Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. Смоленск: ООО "Изд-во "Ассоциация XXI век", 2000.

45. Ушакова О.С. Про ежей, про елки и разные иголки. М. «Карапуз».1997.

46. Ушакова О.С., Струнина Е.М. М. Под соснами, под елками. М. «Карапуз».2000.

47. Ушакова О.С. Подбери слово. М. «Карапуз».2001.

48. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Скажи по-другому, скажи точнее».М. «Карапуз».2002.

49. Ушакова О.С. Слово- не воробей.М. «Карапуз». 2002.

50. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Учись говорить правильно. М., 1998.

51. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М., 1997.

52. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М., 1999.

53. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе. М., 2002.

54. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. М., 1999.

55. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Воспитание и обучение. М., 1999.

56. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1997.

57. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1999.

58. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 2004.

59. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1997.

60. Шаховская С. Н., Шостак Б. И. Обследование детей с нарушениями речи в условиях медико-педагогических комиссий//Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1998.

61. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

62. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 2003.

63. http://festival.1september.ru/. Коба Виктория Валерьевна Использование логопедических пособий в коррекционной работе.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Нарушения свистящих и шипящих звуков у детей с ФФН и их преодоление Курсовая 2007 37 МСГИ (Москва) 1500 Купить Заказать
оригинальную
Использование различных видов швов в декоративных работах учащихся нач.школы для развития творчества на примере вышивки.(виды вышивки) Курсовая 2007 31 москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Развитие у студентов педагогического колледжа интереса к профессии посредством педагогической практики Курсовая 2007 42 москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Взаимодействие педагога с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Курсовая 2007 27 москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Сюжетно-ролевая игра как форма организации математического развития детей Курсовая 2006 31 Пед. институт (Челябинск) 1500 Купить Заказать
оригинальную
Формирование будущих педагогов к взаимодействию с детьми из неполных семей Курсовая 2006 44 Пед. институт 1500 Купить Заказать
оригинальную
Характеристика воспитания как процесса становления личности. Курсовая 2006 36 Пед.институт 1500 Купить Заказать
оригинальную
Профилактика диcграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Курсовая 2007 73 москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Коллектив, как фактор развития личности Курсовая 2006 30 Нижний Новгород 1500 Купить Заказать
оригинальную
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников общеобразовательной школы Курсовая 2006 33 Cанкт-петербургский государственный университет им.Герцена 1500 Купить Заказать
оригинальную