Главная - Гуманитарные - Психология - Что определяет благоприятный социально-психологический климат в коллективе

Что определяет благоприятный социально-психологический климат в коллективе

  • Тема: Что определяет благоприятный социально-психологический климат в коллективе
  • Автор: александр лобан
  • Тип работы: Контрольная
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 16
  • Год сдачи: 2007
  • ВУЗ, город: москва
  • Цена(руб.): 500 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

§ 1. Теоретический обзор понятия «социально-психологический климат»
Социально-психологический климат (климат морально-психологический; климат психологический; атмосфера психологическая) качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности совместной и всестороннему развитию личности в группе [12, с. 354].
Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: 1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 2) доброжелательная и деловая критика; 3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; 4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; 5) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и о состоянии дел; 6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу; 7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из членов коллектива; 8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов, и пр. [12, с. 355].
Модели социально-психологического климата
Выделение моделей основывается на оценке трех сторон:
1) уровень развернутости психологического потенциала коллектива;
2) степень реализации его в данный момент;
3) тенденцию дальнейших изменений психологического потенциала коллектива;
Вариант А.
Высокий уровень развернутости социально-психологического потенциала коллектива, которому соответствует и степень его реализации. При работе с полной отдачей сохраняется необходимый резерв сил для дальнейшего совершенствования условий и организации труда, не происходит работы на износ. Четкая организация труда и управления в коллективе в сочетании с необходимым резервом сил и удовлетворенностью от ощутимой отдачи открывают перспективу дальнейшего развертывания социально-психологи-ческого потенциала коллектива.
Вариант Б.
Высокий уровень развернутости психологического потенциала коллектива при крайне низкой степени его реализации в данный момент, что связано с несовершенством сложившейся в рамках системы, выходящей за пределы данного коллектива, организации труда и управления. Отсюда наметившаяся тенденция свертывания социально-психологического потенциала коллектива и снижения в целом уровня его профессиональной социально-экономической эффективности и тенденции роста неудовлетворенности системой организации и управления, выходящей за рамки данного коллектива, и перерастание этой неудовлетворенности в конфликт.
Вариант В.
Невысокий уровень развернутости социально-психологического потенциала коллектива компенсируется работой (хоть и устаревшими методами, но с полной отдачей на износ). Данный случай в перспективе сулит срыв в работе и резкое падение социально-экономической эффективности.
Эти варианты СПК, разумеется, не исчерпывают их реального многообразия. Влияние на СПК может оказывать и внешняя среда [5, с. 54].
Характер социально-психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. В зарубежной социальной психологии параметрами группообразования считаются: 1) время существования группы; 2) наличие сложившихся отношений власти и подчинения; 3) количество коммуникаций групповых; 4) количество взаимных социометрических выборов, и пр. [12, с. 25].
Отечественная социальная психология для выявления уровня развития группового учитывает сочетание двух факторов: 1) степени опосредованности отношений межличностных содержанием целями, ценностями, организацией совместной деятельности; 2) социального характера этих целей и ценностей соответствующих общественно-историческому процессу или препятствующих ему.

Содержание

Содержание
§ 1. Теоретический обзор понятия «социально-психологический климат» 3
§2. Исследование социально-психологического климата в коллективе 11
Список литературы 15

Литература

1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1989г.
2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие 2-е изд., доп. Мн.: ТетраСистемс, 2000г.
3. Кричевский В.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996. 384 с.
4. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология. СПб.: Изд-во С.-Петеребургского ун-та, 1997г.
5. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. Ленинград, издательство Ленинградского университета, 1990.
6. Петровский А.В. Личность. Деятельность, коллектив. М., Политиздат, 1982.
7. Психология и этика делового общения / под ред. в.Н. Лавриненко. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.
8. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Питер, 1999г.
9. Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Прогресс, 1988
10. Свенцицкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления. Л., 1975.
11. Свенцицкий А.Л. Руководитель: слово и дело. М., Политиздат, 1983.
12. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. 800 с.
13. Уткин Э.А. Профессия менеджер. М., Экономика, 1992.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Практикум по математическим методам в психологии Контрольная 2008 23 Москва 1200 Купить Заказать
оригинальную
Роль психологических знаний в деятельности сотрудника органов внутренних дел. Контрольная 2005 10 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Личность и индивидуальность; основные параметры индивидуальных различий личности Контрольная 2007 22 Казань 500 Купить Заказать
оригинальную
Формирование и развитие личности Контрольная 2006 13 Казань 500 Купить Заказать
оригинальную
Основные принципы гуманистической психологии А. Маслоу Контрольная 2006 14 Казань 500 Купить Заказать
оригинальную
Общение ребенка первого года жизни Контрольная 2006 17 Каазнь 500 Купить Заказать
оригинальную
Общение как обмен информацией. Коммуникативная сторона общения, ее характеристика Контрольная 2006 15 Казань 500 Купить Заказать
оригинальную
Этапы развития психологии Контрольная 2007 16 Казань 500 Купить Заказать
оригинальную
Социальная психология: методы исследования Контрольная 2007 19 ТЭТК (г.Тольятти) 650 Купить Заказать
оригинальную
Особенности детей с ЗПР дошкольного возраста. Контрольная 2007 21 РГПУ им. Герцена (г.Санкт-Петербург) 1000 Купить Заказать
оригинальную