Главная - Гуманитарные - Педагогика - Взаимодействие педагога с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Взаимодействие педагога с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

  • Тема: Взаимодействие педагога с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
  • Автор: olga
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Педагогика
  • Страниц: 27
  • Год сдачи: 2007
  • ВУЗ, город: москва
  • Цена(руб.): 1500 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ

1. 1. Социальная адаптация как педагогическая категория и проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Социальная адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.). В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, И.П. Подласый, Е.А. Ямбург и др.). Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи [5, с. 29]
Социальная адаптация в раннем возрасте сопровождается сменой социальной ситуации развития, поступлением ребенка в детский сад. Положительный опыт адаптации помогает дошкольнику адаптироваться за пределами начальной школы, в открытом быстроизменяющемся социуме, и создает благоприятные предпосылки для дальнейшего развития личности.
В результате анализа научной литературы мы пришли к пониманию социальной адаптации дошкольников как процесса активного освоения ими социальной среды, овладения формами поведения, направленными на гармонизацию отношений с окружающими и собственное развитие в данной среде. Сущность адаптации заключается в обеспечении процесса развития личности.
Трудности, возникающие у детей в процессе адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме дезадаптации, которая может проявляться в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности, взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.
Сложный и многовариантный процесс социальной адаптации подвержен влиянию разных факторов, которые определяют ее течение, темпы и результаты. В научной литературе представлены разные группы факторов: внешние и внутренние; биологические и социальные; факторы, которые зависят и не зависят от педагогов, ДОУ. Следует отметить, что более полно изучены и охарактеризованы в психолого-педагогической литературе факторы, затрудняющие адаптацию дошкольников и приводящие к дезадаптации личности.
На основании исследований специалистов, изучающих проблемы адаптации можно условно разделить факторы на две группы объективные и субъективные. В первую группу выделены факторы, относящиеся к окружающей дошкольников среде, во вторую факторы, связанные с их биологическими и психологическими особенностями. К числу объективных факторов мы отнесли внешнесредовые факторы (социально-экономические, социокультурные, экологические особенности страны региона, в котором проживает ребенок), педагогические факторы (программу обучения; личность воспитателя, его компетентность, стиль общения; состояние материально-технической базы ДОУ, санитарно-гигиенические условия; преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой), семью (материальные, жилищно-бытовые условия семьи; общекультурный уровень родителей, их социальный статус; характер супружеских и детско-родительских отношений; стиль семейного воспитания) и группы сверстников (группа детского сада; характер общения младшего школьника со сверстниками вне ДОУ). В группу субъективных факторов вошли состояние здоровья, возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, уровень тренированности их адаптационных возможностей. Объективные и субъективные факторы находятся в неразрывном единстве, постоянном взаимодействии и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процесс социальной адаптации детей раннего возраста [1, с. 46-51]
В возрасте 13 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловленно тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организама происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.
Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.


Три фазы адаптационного процесса
1. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц).
2. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отддельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев).
3. Фаза компенсации: убыстряется темп развития.
Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации [6, с. 43]

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ 5
1. 1. Социальная адаптация как педагогическая категория и проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ 5
1. 2. Современные подходы к взаимодействию ДОУ с родителями 9
1. 3. Опыт ДОУ по взаимодействию с родителями в целях успешной адаптации детей раннего возраста 13
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ (НА ПРИМЕРЕ Д/с № 11 Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ЛИТЕРАТУРА

Литература

Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата / Ребенок в детском саду. 2003. N5. с.49 53; N6 с.46 51.
2) Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
3) Белкина В. Н., Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Учебное пособие. М.: Учитель, 2004.
4) Варпаховская О. Зеленая дверца:первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. 2005. N1. с.30 35.
5) Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ : Методическое пособие М.: ТЦ «Сфера», 2005.( Приложение к журналу Управление ДОУ).
6) Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. Ростов на Дону: Феникс, 2004 .
7) Доронова Т.Н. Из детства в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. Под ред. Т.Н. Дороновой. М., 2005.
8) Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. 2004. N7. с.66 77.
9) Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. 2006. N1 c.34 37.
10) Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком ( период раннего детства). СПб, 2006.
11) Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО ИнтелТех, 2004.
12) Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - С-Петербург: Речь, 2002 .
13) Морозова Е. Группа кратковременного пребывания : мой первый опыт сотрудничества с родителям / Дошкольное воспитание. 2002. N11. с.10 14.
14) Метенова Н.М. Родительское собрание Ярославль, 2004.
15) Оверчук Т. И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. М., 2005.
16) Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие М., Мозаика Синтез, 2004.
17) Психологический портрет дошкольника. - Новоуральск, 1999 .
18) Павлова Л. Раннее детство:семья или общество? / Обруч. 1999. N2.
19) Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. 2003. N2.
20) Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению М.: Книголюб, 2005.
21) СевостьяноваЕ.О. Дружная семейка М.: ТЦ «Сфера», 2006.
22) Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе М., АРКТИ ,2006 .
23) Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. Тамбов, 1993.
24) Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. 2006. N3, N4. с. 46 51.
25) Шапарь В.Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
26) Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста C Петербург: Речь, 2005.
27) Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду М., 2001.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Сюжетно-ролевая игра как форма организации математического развития детей Курсовая 2006 31 Пед. институт (Челябинск) 1500 Купить Заказать
оригинальную
Формирование будущих педагогов к взаимодействию с детьми из неполных семей Курсовая 2006 44 Пед. институт 1500 Купить Заказать
оригинальную
Характеристика воспитания как процесса становления личности. Курсовая 2006 36 Пед.институт 1500 Купить Заказать
оригинальную
Профилактика диcграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Курсовая 2007 73 москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Коллектив, как фактор развития личности Курсовая 2006 30 Нижний Новгород 1500 Купить Заказать
оригинальную
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников общеобразовательной школы Курсовая 2006 33 Cанкт-петербургский государственный университет им.Герцена 1500 Купить Заказать
оригинальную
Игровая деятельность как средство воспитания Курсовая 2008 46 Иркутск 1500 Купить Заказать
оригинальную
Понятие величин по курсу математики в начальной школе Курсовая 2007 31 МГУ 1500 Купить Заказать
оригинальную
Значение игры в развитии ребёнка-дошкольника Курсовая 2008 27 мгппу (Москва) 1500 Купить Заказать
оригинальную
Использование видеоматериалоа на уроках английского языка Курсовая 2008 37 ПГЛУ (Пятигорск) 1500 Купить Заказать
оригинальную