Главная - Гуманитарные - Психология - Этапы психологического развития ребенка.Воспитание и обучение ребенка в каждом из возрастных периодов

Этапы психологического развития ребенка.Воспитание и обучение ребенка в каждом из возрастных периодов

  • Тема: Этапы психологического развития ребенка.Воспитание и обучение ребенка в каждом из возрастных периодов
  • Автор: Лена Михалькова
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 24
  • Год сдачи: 2007
  • ВУЗ, город: Москва
  • Цена(руб.): 500 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

Введение

Проблема развития одна из наиболее сложных и актуальных во многих сферах научных знаний в философии, социологии, биологии, педагогике и др. В психологии ее можно считать кардинальной. Стремясь проникнуть в психологическую природу движущих сил развития человека как личности, отечественные психологи проводят углубленные и разнонаправленные исследования. Особенности развития прослеживаются в этих исследованиях на большом отрезке жизни. Определяются характеристики разных уровней развития, закономерности его проявления, прежде всего на этапах детства (младенчество, дошкольный возраст, младший школьный, подростковый и юношеский возраст).

Каждый воз¬растной этап характеризуетс совокупностью специфических законо¬мерностей развития - основными достижениями, сопутствующими об¬разованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания [9, 3].

Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

Целостность развития ребенка определяют следующие показатели, соответствующие возрастной норме психофизическое развитие, самостоятельность и определенный уровень сформированности ценностных ориентации (освоение позиции субъекта в детской деятельности, первые творческие проявления, зарождающийся индивидуальный стиль деятельности), а также адекватные полу ребенка интересы и способы поведения.

С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной классификации определяются преж¬де всего конкретно-историческими, социально-экономическими ус¬ловиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными ви¬дами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, кото¬рые определяют само развитие и принципы обучения.

Возрастные этапы психического развития нетождественны биологическому развитию. Они имеют историческое происхождение. Конечно, детство, понимаемое в смысле физического развития человека, времени, необходимого для его рос¬та, представляет собой естественное, природное явление. Но дли¬тельность периода детства, когда ребенок не участвует в обществен¬ном труде, а только готовится к такому участию, и формы, которые принимает эта подготовка, зависят от общественно-исторических условий [8, 3].

Выделение этапов психического развития основано на внешних ус-ловиях и внутренних закономерностях самого этого развития и со¬ставляет психологическую возрастную периодизацию.



Этапы психического развития ребенка.

Л.С. Выготский в качестве критерия возрастной периодиза¬ции рассматривал психические новообразования, характерные для кон-кретного этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющее значение он прида¬вал периоду кризиса - времени, когда происхоит качественная пере¬стройка функций и отношений ребенка. В эти же периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребенка. Согласно Л.С. Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем [5].

Критерием возрастной периодизации А.Н. Леонтьева являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития. «Дело в том, что как и всякое новое поколение, так и каждый отдельный чело¬век, принадлежащий данному поколению, застает уже готовыми из¬вестные условия жизни. Они и делают возможным то или иное содер¬жание его деятельности» [7, 82].

В основе возрастной периодизации Д.Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения. [11].

А.В. Петровский для каждого возрастного периода выделяет три фазы вхождения в референтную общность: адаптация, индивидуали¬зация и интеграция, в которых происходят развитие и перестройка структуры личности. [9, 53].

Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его развития, от особенностей созревания морфологических структур, ответственных за развитие, а также от внутрен¬ней позиции самого человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции» (Л. С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций опре¬деляет общее движение развития. На каждом возрастном этапе обна¬руживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям - сензитивность. Л.С. Выготский придавал сензитивным периодам определяющее значение, считая, что прежде¬временное или запаздывающее по отношению к этому периоду обуче¬ние оказывается недостаточно эффективным [5, 316].

Объективные, исторически обусловленные реальности существо-вания человека по-своему лияют на него на разных этапах онтогене¬за в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психические функции они преломляются. При этом ребенок «заимствует только то, что ему подходит, гордо проходит мимо того, что превышает уровень его мышления» [8, 7].

Известно, что паспортный возраст и возраст «актуального разви-тия» необязательно совпадают. Ребенок может опережать, отставать и соответствовать паспортному возрасту. Каждый ребенок имеет свой путь развития, и это следует считать его индивидуальной особенностью.

Мухина В.С. определила периоды, которые пред¬ставляют возрастные достижения в психическом развитии в наиболее типичных пределах [8, 3]. Мы будем ориентироваться на ее воз¬растную периодизацию:

I. Детство.

Младенчество (от 0 до 12-14 мес).

Ранний возраст (1 до 3 лет).

Дошкольный возраст (3 до 6-7 лет).

Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет).

II. Отрочество (от 11-12 до 15-16 лет).





Воспитание и обучение ребенка в каждом из возрастных этапов.

Возрастная периодизация позволяет описывать факты психической жизни ребенка в контексте пределов возраста и интерпретировать закономерности достижений и негативных образований в конкретные периоды развития.

Данные о том, как проходит детство у народов, стоящих на разных ступенях общественного развития, показывают, что чем ниже эта сту¬пень, тем раньше включается подрастающий человек во взрослые виды труда. В условиях примитивной культуры дети буквально с момента, когда начинают ходить, трудятся вместе со взрослыми. Детство в том виде, как мы его знаем, появилось только тогда, когда труд взрослых стал недоступен для ребенка, начал требовать большой предварительной подготовки. Оно и было выделено человечеством как период подготовки к жизни, к взрослой деятельности, в течении которого ребенок должен приобрести необходимые знания, умения, психические качества и свойства личности. И каждый возрастной этап призван сыграть в этой подготовке свою особую роль.

Роль школы состоит в том, чтобы дать ребенку знания и умения, необходимые для разных видов конкретной человеческой деятельно¬сти (работы на разных участках общественного производства, нау¬ки, культуры), и развить соответствующие психические качества. Значене периода от рождения до поступления в школу заключается в подготовке более общих, исходных человеческих знаний и умений, психических качеств и свойств личности, которые нужны каждому человеку для жизни в обществе. К ним относятся овладение речью, употребление предметов обихода, развитие ориентировки в про¬странстве и времени, развитие человеческих форм восприятия, мыш¬ления, воображения и т.д., формирование основ взаимоотношений с другими людьми, первоначальное приобщение к произведениям литературы и искусства.

Содержание

1. Введение

2. Этапы психического развития ребенка

3. Воспитание и обучение ребенка в каждом и возрастных периодов

4. Заключение

5. Список использованной литературы

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 624 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. /Под редакцией Д.И. Фельдштейна 2-е изд. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997. 352 с.

3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. Пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. М.: Просвещение, 1988. 336 с.

4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Изд. центр «Академия». 2000. 624 с.

5. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982-1984

6. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 296 с.

7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М., 1959.-С. 412.

8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. Для студ. Вузов. 7-е изд., стереотип, - М.: Изд. центр «Академия», 2002. 456 с.

9. Петровский А. В. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Пет¬ровского. - М., 1987.

10. Фелъдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии -М., 1995.

11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.-М., 1989.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Профессиональный стресс и психосоматические заболевания людей Реферат 2008 20 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Индивидуальные особенности поведения человека в экстремальных ситуациях Реферат 2008 24 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Ощущения, пороги ощущений Реферат 2008 19 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Бихевиоральные системы управления Реферат 2008 20 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Психофизиологические подходы к изучению и диагностике ПТСР. Психофизиологические модели ПТСР Реферат 2008 19 психологический факультет МГУ им. Ломоносова 500 Купить Заказать
оригинальную
Понятие деятельности в психологии Реферат 2008 12 интистут психоанализа (Москва) 500 Купить Заказать
оригинальную
Эксперементальный метод в психологии Реферат 2008 12 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Понятие «преступление» психоаналитический подход Реферат 2008 18 СПб, Герцена 500 Купить Заказать
оригинальную
Основные методы оказания экстренной психологической помощи. Категории пациентов. Реферат 2008 12 МГУ 500 Купить Заказать
оригинальную
Возрастные кризисы в период раннего и дошкольного детства Реферат 1998 21 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную