Главная - Гуманитарные - Педагогика - Логопедическая работа по профилактике нарушений речи детей 2-3 лет.

Логопедическая работа по профилактике нарушений речи детей 2-3 лет.

  • Тема: Логопедическая работа по профилактике нарушений речи детей 2-3 лет.
  • Автор: Ольга
  • Тип работы: Дипломная
  • Предмет: Педагогика
  • Страниц: 94
  • Год сдачи: 2007
  • ВУЗ, город: Пед. институт
  • Цена(руб.): 4000 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

Введение

Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма. Синтез гигиенических, воспитательных и коррекционных мероприятий призван обеспечить развитие физических и духовных сил подрастающего поколения.

Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, нервно-психическом и речевом развитии детей.

Конец XX в. в нашей стране характеризуется ухудшением здоровья детей. По данным, приведенным академиком РАО А. Г. Хрйпковой, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 3540% хроничес¬кие заболевания.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобаль¬ный характер.

Разработке профилактических медицинских, психологичес¬ких и педагогических методов воздействия предшествуют научные изыскания, позволяющие полноценно использовать защитные механизмы организма в целом.

Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Таким образом, выбор темы дипломной работы обусловлен её актуальностью и недостаточной изученностью проблемы, которая требует специального рассмотрения в научном и методическом аспектах.[22]

Учитывая возрастающую распространенность речевых расстройств и их негативное влияние на развитие речевой деятельности актуальным является выявление характера сформированности речевых средств, разработка теоретических и методических обоснований для включения в логопедическую работу принципиально новых разделов, направленных на профилактику нарушений в речевом онтогенезе. Особую значимость приобретает необходимость включения в программу логопедического воздействия не только хорошо известных в практике коррекционных приемов и методов, но и инновационных педагогических технологий, направленных на одновременное развитие речевых и моторных возможностей детей.[1]

Этим определяется проблема исследования: логопедическая работа по профилактике нарушений речи детей 2-3 лет.

Цель исследования: разработка методики диагностики и приёмов обследования, а так же создание комплексной системы профилактики и коррекции нарушений речи детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс исследования нарушения речевого развития у детей младшего дошкольного возраста, имеющими сохранный физический слух и полноценные предпосылки интеллектуального развития.

Предмет исследования: приёмы обследования и комплексная система профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.

Гипотеза исследования: профилактика речевых нарушений детей раннего возраста необходима для нормального речевого развития, так как задержка речевого развития затрудняет взаимоотношение ребенка с окружающими, а в дальнейшем отражается на обучении его грамоте, чтению и развитию других психических функций.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1. Раскрыть теоретические вопросы профилактики речевых нарушений детей 2-3 лет.

2. Раскрыть основные направления по профилактике речевых нарушений.

3. Провести экспериментальное исследование особенностей развития речи детей 2-3 лет.

4. Разработать рекомендации профилактической работы логопедической помощи детям 2-3 лет.

Содержание

Оглавление

Введение 3

Глава 1.Теоретические вопросы профилактики речевых нарушений детей 2 3 лет 6

1.1.Общая характеристика развития речи детей до трёх лет 6

1.2.Варианты нарушения речи у детей раннего возраста (классификация Левиной Р. Я.) 14

Глава 2. Основные направления по профилактике речевых нарушений 29

2.1.Первичная профилактика речевых нарушений 29

2.2. Вторичная и третичная профилактики 37

Глава 3. Экспериментальное исследование особенности развития речи детей 2-3 лет 40

3.1.Организация исследования речи детей раннего возраста 40

3.2.Методы обследования речи детей 45

3.3.Итоги экспериментальной работы 64

Глава 4.Организация профилактической логопедической помощи детям двух-трёх лет 76

4.1. Рекомендации по профилактике речевых нарушений 76

4.2.Рекомендации родителям по организации профилактической работы с детьми 80

Заключение 88

Список литературы 89

Литература

Список литературы



1. Аксёнова Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приорететных направлений современной специальной педагогике /Аксёнова Л. И.// Дефектология. 2002. - №3;

2. Аксарина Н.М. Васпитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977. 304с. С.33-67;

3. Александрова Н.А. О клиническом обследовании детей раннего возраста со сложной структурой дефекта /Александрова Н.А. // Дефектология. - 2003. - №4. С. 30-33;

4. Аксарина Н.М. Васпитание детей раннего возраста. М.: Медицина, 1977. 304с. С.33-67;

5. Аркина Е. А. Дошкольный возраст. М., 1972.

6. Бадалян Л.О. Схема нормального психомоторного развития детей. //Невропатология.- М.: Просвещение, 1982. -С.199-204.

7. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения яз.: Кн. Для логопеда /Е.Н. Винарская. - М: Просвещение, 1987. - 159 с.

8. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. М., 1993.

9. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте //Выготский Л.С. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. (Антология гуманной педагогики).

10. Громова О.Е. Изучение детского лексикона на ранних этапах развития речи. /ефектология. № 6-2003. С.55-60.

11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодо¬ление общего недоразвития речи у дошкольников. 2-е изд., перераб. М., 1990.

12. Жукова Н.С. Если ваш ребенок отстает в развитии /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. - М.: Медицина, 1993. - 177 с.

13. Краузе Е. Логопедия. - С-Пб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. - 208 с, ил.

14. Ковалёва В. В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и её значение для профилактики // Психогигиена деией и подростков. М., 1985.

15. Лалаева Р. И. Логопедия: Учебное пособие. М., 1995.

16. Левина Р. Е., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. и др. Общее недоразвитие речи//Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1967.

17. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагности¬ки и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология. 1994. №4.

18. Лурия А. Р. Язык и сознание/Под ред. Е. Д. Хомской. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс»., 1988.

19. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.:Просвещение,1992.С.5-26.

20. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошко¬льный возраст). М, 1997.

21. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике рече¬вых нарушений. /Чиркиной Г.В. М.: АРКТИ, 2003. 240с. С. 190-236.

22. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего воз¬раста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 172с.

23. Филичева Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. М., 2002.

24. Чиркина Г. В., Дружинина Л. А. Приорететные направления развития современной логопедагогиге. М., 2005.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Система коррекции нарушений моторной сферы и речи детей со стертой формы дизартрии дошкольного возраста. Дипломная 2007 92 Пед.институт 4000 Купить Заказать
оригинальную
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи детей Дипломная 2007 132 Пед. институт 4000 Купить Заказать
оригинальную
Консервирование плодоовощной продукции в домашних условиях с использованием нетрадиционных рецептур Дипломная 2007 99 Пед. университет(Челябинск) 4000 Купить Заказать
оригинальную
Дополнительное образование как сфера реализации образовательных технологий социально-культурной деятельности Дипломная 2008 98 Волгоград 4000 Купить Заказать
оригинальную
Использование игровых упражнений и подвижных игр в обучении детей старшего дошкольного возраста прыжкам Дипломная 2008 56 ВлГУ 4000 Купить Заказать
оригинальную
Методика формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста Дипломная 2008 45 ВлГУ 4000 Купить Заказать
оригинальную
Использование дистанцинного обучения в довузовской подготовке жителями малых городов Дипломная 2007 93 РГСУ 4000 Купить Заказать
оригинальную
Условия формирования здорового образа жизни в рамках первичной профилактики подросткового алкоголизма Дипломная 2007 75 г. Кемерово 4000 Купить Заказать
оригинальную
Методика подготовки студентов педагогических вузов к внеклассной работе по английскому языку Дипломная 2007 80 Московский гуманитарный институт им. Шолохова 4000 Купить Заказать
оригинальную
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями. Дипломная 2007 106 ЛГУП им.А.С.Пушкина (г.Санкт-Петербург) 4000 Купить Заказать
оригинальную