Главная - Гуманитарные - Педагогика - Дополнительное образование как сфера реализации образовательных технологий социально-культурной деятельности

Дополнительное образование как сфера реализации образовательных технологий социально-культурной деятельности

  • Тема: Дополнительное образование как сфера реализации образовательных технологий социально-культурной деятельности
  • Автор: Витача
  • Тип работы: Дипломная
  • Предмет: Педагогика
  • Страниц: 98
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: Волгоград
  • Цена(руб.): 4000 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения приоритетная задача для любого здравомыслящего общества. В этом смысле подросток объект на¬ционально-государственных интересов, а забота о детях и молодежи один из главных фак¬торов обеспечения развития страны.

В условиях становления гражданского общества в России возникла потребность в поиске принципиально новых, неординарных путей решения резко усложнившихся задач в области воспитания и образования подрастающего поколения, так как качественно изменился социальный заказ общества по отношению к учреждениям образования в целом.

Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства.

В современной социально-экономической ситуации особо возрастает значение неформального образования для личности и общества. Одним из его видов, безусловно, является дополнительное образование, основное предназнаение которого - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные, социально-культурные, образовательные потребности человека. Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком видов и форм образовательной деятельности, выступает как мощное средство формирования мотивации духовного роста и личностного развития.

Основное предназначение системы дополнительного образования детей заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной образовательной программы и времени ее освоения.

В контексте стремительных изменений, происходящих в мире, стране, к системе дополнительного образования предъявляются все новые и новые требования.

Так, Закон РФ «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 29 марта 2000 года ставит в качестве одного из приоритетных направлений дополнительного образования: «организацию форм дополнительного образования в образовательных учреждениях общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального образования, интеграцию дополнительного и общего образования, дополнительного и начального профессионального образования».

Т.е. сегодня фактически, дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, ведущий фактор развития творческих способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, необходимых для формирования гражданского общества.

Развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит в центр системы образования и воспитания приоритет человеческой личности. В этих условиях дополнительное образование представляет собой уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. В условиях движения человечества к информационному обществу значение дополнительного образования будет все более возрастать.

Актуальность данной проблематики и обусловила выбор темы нашего исследования.



Объект исследовани: образовательные технологии социально-культурной деятельности.

Предмет исследования: дополнительное образование как сфера реализации образовательных технологий социально-культурной деятельности.

Цель дипломной работы: исследовать область и специфику применения образовательных технологий социально-культурной деятельности в сфере дополнительного образования.

Данная цель обусловила выдвижение и решение следующих задач:

1. проанализировать социально-философскую, психологическую, историческую, педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. рассмотреть исторические этапы становления дополнительного образования в России как относительно самостоятельного социально-культурного феномена;

3. изучить типологию и функции учреждений дополнительного образования на современном этапе;

4. охарактеризовать воспитательный и образовательный потенциал социально-культурной деятельности;

5. рассмотреть деятельность учреждений дополнительного образования в г. Волгограде;

6. изучить опыт по использованию развивающих технологий обучения в деятельности детско-юношеских центров досуга и творчества.



Проблемы дополнительного образования подробно рассматривались в работах В.П. Голованова, Е.Б. Евладовой, Н.Н. Михайловой, А.Г. Логиновой, О.Е. Лебедева и др.

Исходя из специфики проводимого исследования, поставленных цели и задач, нами были выбраны следующие методы исследования:

анализ социально-философской, психолого-педагогической, культурологической, социологической литературы, различных публикаций по исследуемой проблематике;

изучение фактологического материала (анализ документов о деятельности учреждений дополнительного образования в контексте проводимого исследования, изучение существующих программ и методических разработок в сфере образовательных технологий социально-культурной деятельности, отбор и применение соответствующих методик);

включенное наблюдение.

База исследования: исследование проводилось на базе МОУ ДОД «Детско-юношеской центр Дзержинского района г. Волгограда» и центра дополнительного образования «Истоки».

Практическая значимость исследования: В данной дипломной работе анализируются различные аспекты использования современных образовательных технологий социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования. Причем указанные технологии и методики обучения рассматриваются на конкретных примерах, что позволяет сформировать объективное представление о формах и методах построения образовательных процессов в социально-культурной сфере. Во второй главе дипломной работы также дается общая характеристика функционирования системы дополнительного образования в г. Волгограде, содержатся подробные сведения о количестве подобного рода учреждений, численности обучающихся в них детей, основных направлениях и видах культурно-образовательной деятельности.

Материалы, представленные в дипломной работе, могут быть полезны практикам и методистам учреждений социально-культурной сферы, работникам центров дополнительного образования и детско-юношеского творчества, а также всем заинтересованным специалистам, занятым в сфере организации подростково-молодежного досуга.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ





Введение



Глава I. Общая характеристика системы дополнительного образования в России.

1.1. Основные исторические этапы становления дополнительного образования в российском обществе.

1.2. Типология и функции учреждений дополнительного образования на современном этапе.

1.3. Образовательные технологии социально-культурной деятельности как фактор всестороннего развития личности детей и подростков.



Глава II. Особенности реализации образовательных технологий социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования.

2.1. Образовательный и воспитательный потенциал социально-культурной сферы, его сущность и структура.

2.2. Анализ деятельности учреждений дополнительного образования в г. Волгограде.

2.3. Использование развивающих технологий обучения в центрах дополнительного образования детей.



Заключение



Литература

Литература

Список использованной литературы



1. Андреева И.Н. Философия и история образования: Учеб. пособие. - М.: Мос. гор. пед. общество, 1999. - 191 с.

2. Андреева Л.А., Голуб В.С. Формирование нового содержания педагогического процесса в условиях временного детского коллектива. Самара, 1998.

3. Бабанский Ю.К., Поташник М.М. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах). Киев, 1982.

4. Бадальянц О.В. Сущность образования :(Историко-философский очерк) // Философские проблемы образования. - М., 1996. - С.41-49.

5. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Деонтология и праксиология воспитания: проблемы обновления. Тюмень, 1989.

6. Беляева Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993.

7. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования // Педагогика.1997.№4.-С.12-14.

8. Бочарова В. Г., Плоткин М. М. Школьник в микрорайоне. М., 1986

9. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.

10. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н.В. Горбуновой. М., 1995

11. Воспитательная система школы: аспект моделирования. Псков, 1994.

12. Вульфов Б. З. Семь парадоксов воспитания. М., 1994.

13. Генисаретский О.И. и др. Концепция человеческого потенциала: исходные соображения // Человек, 1996, № 4.

14. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. Издательство: Владос. 2004- 192с.

15. Гуманистическая воспитательная система: вопросы теории // Под ред. М.И. Новикова и А.В. Мудрика. М., 1993.

16. Данильченко В.М. Развитие педагогического стиля деятельности в глобальном образовании. Комсомольск-на-Амуре, 2001.

17. Деникин В.И. Государственная молодежная политика в законодательстве РФ. М., 2002.

18. Евладова Е.Б., Михайлова Н.Н., Логинова А.Г. Дополнительное образование детей. М.: ВЛАДОС, 2003.

19. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях.- М.: НГИК, 1994.-32с.

20. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственное формирование личности. Л., 1983.

21. Калиш И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000.- с. 11

22. Караковский В. А. и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996.

23. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. М.: НИИ культуры, 1987.-С.31-33.

24. Клячко Т.Л. Экономическая оценка мер по модернизации образования в Российской Федерации. Материалы к докладу Государственного Совета Российской Федерации. М., 2001.

25. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М. Коджаспирова. М., 1994. С.77-78.

26. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: кн. для учителя / Сост.. В.М. Коротов. М., 1979.

27. Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда / отв. ред. В.Н. Турченко. Новосибирск, 1985.

28. Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982.

29. Концепция модернизации дополнительного образования детей

Российской Федерации до 2010 года.

30. Коротов В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений: Книга для учителя. Самара, 1994.

31. Корсакова Е.И. Развитие группы как коллектива в условиях активной совместной деятельности: Учеб. пособие. Рига, 1984.

32. Кравченко Н. В. Дополнительное образование и современный подросток: состояние, проблемы и перспективы// Первое сентября. 2005. 10 декабря

33. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 1981.-48с.

34. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. М.,1998.

35. Лукашевич Н.П. Социология образования. М., 1997 224с.

36. Мирошкина М.Р. Методические рекомендации для клубных работников. Волгоград, 2000.

37. Мудрик А.В. Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника: Материалы науч.-практ. конф., провед. 10-22октября 1981 г. в г. Липецке / Ред. коллегия: А.В. Мудрик и др. М., 1983.

38. Мудрик А.В. Личность школьника и её воспитание в коллективе. М., 1983.

39. Мудрик А.В. О работе по месту жительства учащихся. [Докл. к Всерос. науч.-практ. конф. по вопросам руководства воспитательной работой с учащимися. г. Казань 24-26 марта 1971г.]. М., 1971.

40. Нечаев В.Я. Социология образования.- М.: МГУ, 1992.

41. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции / Современная педагогика. 1991, № 11.

42. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. М., 1978.

43. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 1988.

44. Организация поисково-экспериментальной работы в клубах. Опыт работы. Сборник программных, нормативных и аналитических материалов. Екатеринбург, 1997.

45. Отношение коллективности, типы коллективов и проблемы управления развитием коллективности: Тезисы докл. науч. практ. конф., 18-19 октября 1988 г. / Ред. коллегия: З.И. Файнбург (отв. ред.) и др. Пермь, 1988.

46. Педагогика: Педагогические теории. Системы. Технологии: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Издательский центр "Академия", 1998.

47. Подростковые и молодежные клубы по месту жительства граждан. Сборник документов и материалов. Тула, 1996.

48. Полат Е.С. Новые педагогические технологии - М., 1997

49. Портнов М.Л. Азбука школьного управления. М., 1991.

50. Правовые проблемы модернизации образования. Отв. ред. И.А. Рожков. - М.:ГУ ВШЭ, 2002. - 192 с.

51. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996.

52. Психология воспитания // Под ред. В. А. Петровского. М., Школа-пресс, 1996.

53. Ремшмидт . Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.

54. Руководителю подросткового клуба. Хабаровск, Краевой Дом Молодежи, 1998.

55. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Беларуская наука, 1998.

56. Саймон Б. Общество и образование. М.,1989.

57. Сергеева Н.Ю. Деятельность педагогов дополнительного образования по обеспечению эмоционального благополучия детей и подростков. // Дополнительное образование. 2003. № 7 (45).

58. Суртаев В.Я. Основные направления самореализации молодёжи в условиях досуговой деятельности СПб:1992 г., 182 стр.

59. Сыроежкина В.Г., Паршина О.И.. Летнее настроение. Комитет по делам молодежи. Волгоград, 2004.

60. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М.:Смысл, 2000.-199 с.

61. Тхагажоев Х.Г. Образование: канун новой парадигмы. - М.: Просвещение, 1997. - 99 с.

62. Федоров И.Б., Волченко В.Н. Проблемы образования и научные парадигмы ХХI века // Философия образования. - М., 1996. - С.227-245.

63. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед ин-тов. 2 изд., перераб. и доп. М.Высш.шк. 1990 576 с.

64. Щуркова Н. Практикум по педагогической технологии. Педагогическое общение. России 2001, 250 c.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Использование игровых упражнений и подвижных игр в обучении детей старшего дошкольного возраста прыжкам Дипломная 2008 56 ВлГУ 4000 Купить Заказать
оригинальную
Методика формирования навыков общения у детей старшего дошкольного возраста Дипломная 2008 45 ВлГУ 4000 Купить Заказать
оригинальную
Использование дистанцинного обучения в довузовской подготовке жителями малых городов Дипломная 2007 93 РГСУ 4000 Купить Заказать
оригинальную
Условия формирования здорового образа жизни в рамках первичной профилактики подросткового алкоголизма Дипломная 2007 75 г. Кемерово 4000 Купить Заказать
оригинальную
Методика подготовки студентов педагогических вузов к внеклассной работе по английскому языку Дипломная 2007 80 Московский гуманитарный институт им. Шолохова 4000 Купить Заказать
оригинальную
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями. Дипломная 2007 106 ЛГУП им.А.С.Пушкина (г.Санкт-Петербург) 4000 Купить Заказать
оригинальную
Художественные произведения на уроках иностранного языка Дипломная 2007 126 МГГУ им.М.А.Шолохова (г.Москва) 4000 Купить Заказать
оригинальную
Система упражнений и тестов при обучении произноше-нию согласных звуков английского языка Дипломная 2003 43 Ростовский педагогический институт (Ростов-на-Дону) 4000 Купить Заказать
оригинальную
Аудирование как средство формирования коммуникативной ком-петенции младших школьников Дипломная 2005 53 Барнаул 4000 Купить Заказать
оригинальную
Формирование педагогической культуры учителя образовательного учреждения. Дипломная 2007 75 РГУТиС (г.Москва) 4000 Купить Заказать
оригинальную