Главная - Гуманитарные - Теория государства и права - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ

  • Тема: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ
  • Автор: Ольга
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Теория государства и права
  • Страниц: 17
  • Год сдачи: 2000
  • ВУЗ, город: ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
  • Цена(руб.): 500 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

Механизм государства в различные эпохи развития цивилизован¬ного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государ¬ственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функ¬ционирование. Структурное и функциональное разнообразие государ-ственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и суще¬ственные признаки, характерные для подавляющего большинства госу¬дарств прошлого и современности.
Механизм государства — это система специальных органов и учреждений, по-средством которых осуществляется государ¬ственное управление обществом и защита его основных интересов.
Наиболее общие характерные признаки государственного меха¬низма (аппарата) выражаются в следующем:
Во-первых, механизм государства состоит из людей, специ¬ально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением за¬конов, их охраной от нарушений).
Во-вторых, государственный механизм представляет собой сложную систему ор-ганов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.
В-третьих, функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются ор-ганизационными и финансовыми средствами, а в необ¬ходимых случаях и принудитель-ным воздействием.
В-четвертых, механизм государства призван надежно гаран¬тировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается пра¬вом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.
На различных ступенях развития человеческого общества меха¬низм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, со-циальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географи¬ческим положением и другими факторами.
Уже в древневосточных и античных европейских странах меха¬низм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или колле-гиального органа), центральных учреж¬дений, должностных лиц, местных органов, чи-новников, армии, суда, полиции и других государственных структур. Так, основными ор-ганами государственной власти Римской республики являлись сенат, народные собрания, магистраты.
1. Сенат — один из высших органов Римского государства, который играл перво-степенную роль в решении важнейших вопросов общественной жизни. В области зако-нодательной полномочия сената заключались в утверждении законов, пришлых собра-ниями центуриатов и трибунов. Сенат также мог издавать и общие постановления, ка-сающиеся благоустройства и общественной безопасности. В области финансовой сенат разрабатывал государственный бюджет и устанавли¬вал налоги. Во внешнеполитической области он вел переговоры с дру¬гими государствами или наблюдал за ведением таких переговоров, за¬ключал мирные соглашения. Важными полномочиями обладал сенат в области военного строительства: он устанавливал количество призы¬ваемых в армию, распределял армии и провинции между военачальни¬ками, выделял средства на ведите войны, объявлял чрезвычайное по¬ложите, был наделен и многими другими полномочия-ми.
2. Народные собрания (комиции) осуществляли высшие законодательные и важ-нейшие управленческие функции. В их компе¬тенцию входило принятие или отклонение проектов законов, избрание высших должностных лиц государства (магистратов), рас-смотрение жалоб лиц, присужденных магистратом к тяжкому наказанию.
3. Магистраты выполняли управленческие функции, в том числе руководство ар-мией. Юридически магистратом мог быть любой римский гражданин, но фактически их должности замещались круп¬ными землевладельцами. Магистрат избирался на один год, причем на конкретную должность (кроме диктатора) выбиралось несколько лиц, однако распоряжение отдавал каждый магистрат самостоятельно. За выполнение своих должно-стных обязанностей магистраты не получали никакого вознаграждения. Властные пол-номочия магистратов своди¬лись к следующим функциям: верховному командованию войском и заключению перемирий; праву собирать сенат и народное собрание и предсе-дательствовать в них; праву суда и наложения наказаний; праву издавать общие распо-ряжения — эдикты; праву налагать штрафы за невыполнение распоряжений.
В зависимости от конкретных задач управления магистраты под¬разделялись на консулов, диктаторов, преторов, цензоров, квесторов и других.
Консулы являлись верховными магистратами. Именно они осу¬ществляли коман-дование войском, созывали сенат и народное собрание, ведали внутренним управлением. Диктатор — это чрезвычайный ма¬гистрат, который назначался в особых случаях одним из консулов по предложению сената сроком на шесть месяцев. Диктатура учреждалась при наличии серьезной военной опасности, при возникновении восста¬ний и в некоторых других чрезвычайных обстоятельствах. Преторы вначале являлись заместителями консу-лов, а затем стали постоянно выполнять функции судебного надзора за разрешением имущественных дел. Цензоры как должностные лица составляли списки сенаторов и рас-пределяли граждан Римской республики по военным и территориаль¬ным единицам, про-изводя одновременно оценку имущества граждан, а также осуществляли надзор над “нравами”. Квесторы обладали разно¬образными полномочиями: одни из них ведали не-которыми уголовными делами, другие хранили казну, получали платежи и выплачивали день¬ги. Кроме того, были магистраты, контролировавшие торговлю, чекан¬ку монет, строительство и эксплуатацию дорог.
Механизм феодального (средневекового) государства претерпевал значительные изменения в зависимости от основных этапов его разви¬тия: раннефеодальной, сослов-но-представительной и абсолютной мо¬нархии. В период раннефеодальной монархии ап-парат государства имел несложную структуру. Он состоял из главы государства (короля, князя), придворной знати, военной дружины, сборщиков податей. Позже появ¬ляются со-словно-представительные, исполнительные и другие органы государственной власти.
По мере централизации средневекового государства его механизм значительно ус-ложняется. Появляется разветвленный управленческий аппарат: различные министерства, центральные ведомства, специаль¬ные судебные учреждения; совершенствуется полицей-ский аппарат, раз¬ведывательные и другие государственные органы. Военные дружины отдельных феодалов постепенно превращаются в централизованную регулярную армию. Кроме того, в решении стоящих перед государством задач большое значение имели цер-ковные учреждения и религиозные организации.

Содержание

1. Понятие механизма (аппарата) государства 3
2. Органы государства и их классификация 7
2.1. Представительные органы государственной власти 7
2.2. Исполнительные органы государственной власти центральные органы испол-нительной власти 11
2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти 13
3. Вооруженные силы в механизме государства 14

Литература

Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова. – М.: \"Дабахов, Ткачев, Димов\", 1995. – с. 384

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Система права и система законодательства Реферат 2010 23 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Форма правления понятия виды Реферат 2010 23 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Теологическая теория права Реферат 2011 15 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Источники права Реферат 2011 15 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Правоотношения. Понятия, основные черты и виды правоотношений. Содержание и юридическая обязанность. Реферат 2010 15 Москва 350 Купить Заказать
оригинальную
Понятие и признаки государственного права Реферат 2010 15 Москва 300 Купить Заказать
оригинальную