Главная - Гуманитарные - Психология - Особенности становления психологии как науки в России

Особенности становления психологии как науки в России

  • Тема: Особенности становления психологии как науки в России
  • Автор: Ольга Гуляева
  • Тип работы: Дипломная
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 80
  • Год сдачи: 2007
  • ВУЗ, город: МГУ
  • Цена(руб.): 4000 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Но в любом случае необходимо признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

Несмотря на серьезные социальные изменения, развитие пси¬хологии в 20-30-е годы не только не прекратилось, но и активно продолжалось. В это время были заложены основы советской пси¬хологии, добившейся значительных успехов в изучении процесса становления психики, получены важные материалы о развитии познавательных процессов, индивидуальных особенностях людей и особенностях их общения. Такая высокая продуктивность свя¬зана с тем, что новая психология строилась на базе тех достиже¬ний, которые были достигнуты российской наукой в начале XX в. Прежние традиции и школы в это время еще не были забыты, идеи, заложенные учеными на рубеже XIX-XX вв., продолжали жить и развиваться и в учении о поведении, и в психологии соци¬ального бытия Шпета, и в педологии и психотехнике.

Необходимо подчеркнуть, что такое разделение никак не указывает на то, что российская психология развивалась в отрыве от мировой. Напротив, связь между ними была очень тес¬ной, отечественные ученые постоянно ездили на стажировку в луч¬шие европейские лаборатории. Выходившие за рубежом книги пе¬реводились практически мгновенно и печатались (по крайней мере, наиболее значительные из них) в течение нескольких месяцев после появления на родине. Обзоры научных открытий и дискуссий пуб¬ликовались и в журналах, например в «Вестнике Европы» .

Серьезный удар по этой работе нанесло постановление о педо¬логии и психотехнике. Однако, несмотря на трудности, психологи¬ческие исследования не прекращались. Работы отечественных пси¬хологов принесли огромную пользу во время войны 1941-1945 гг., а с 50-х годов психология получала все большее распространение, появлялись новые исследования, расширялся круг изучаемых во¬просов.

В данной работе рассматривался этап второй половины XX века развития российской психологии, причем, как доказывают историки, этот этап можно считать с начала 30-х по 80-е годы.

В дипломе рассматривались научные школы таких выдающихся ученых, как Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и других.

Основная цель работы комплексное изучение истории отечественной психолгии второй половины ХХ века.

Объект исследования развитие научных знаний в период в 30-х 80-х годах ХХ века.

Предмет исследования анализ литературных источников истории психологии второй половины ХХ века.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Предпосылки развития российской психологии 4

Глава 2. Российская психология во второй половине XX века 14

2.1. Основы комплексного исследования человека 14

2.2. Проблемы метода и объективности психологических исследований Рубинштейна 15

2.3. Научная школа Леонтьева 22

2.4. Теория организации и развития психической деятельности

Лурия 40

2.5. Учение о поэтапном формировании умственных дей¬ствий и понятий Гальперина 49

2.6. Проблемы психологии запоминания 52

2.7. Работа «Проблемы индивидуальных различий» Теплова 54

2.8. Комплексный характер исследования в психоло¬гии Ананьева 58

2.9. Научные школы В.Д. Небылицына, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. 61

Глава 3. Этапы становления социальной психологии 65

Заключение 72

Список литературы 76

Литература

Список литературы

1. А.А.Леонтьев. Жизненный и творческий путь А.Н.Леонтьева. М.: Смысл, 2003.

2. А.А.Леонтьев. Алексей Николаевич Леонтьев рассказывает о себе. // Вопросы психологии, 2003, №2, с.35-36.

3. Рукопись (в архиве семьи А.Н.Леонтьева).

4. А.А.Леонтьев. Алексей Николаевич Леонтьев рассказывает о себе, с.36.

5. А.Н.Леонтьев. К вопросу о развитии арифметического мышления ребенка. // «Школа 2100». Приоритетные направления развития Образовательной программы. Вып.4. М.: Баласс, 2000.

6. А.А.Леонтьев. Алексей Николаевич Леонтьев рассказывает о себе, с.36-37.

7. Указ.соч., с.38.

8. А.А.Леонтьев, Д.А.Леонтьев. Миф о разрыве: А.Н.Леонтьев и Л.С.Выготский в 1932 году. // Психологический журнал, 2003, №2, с.19.

9. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. «Мир».М.: 2005. 576 с.

10. Цит. по кн.: Психологический институт на Моховой. (Исторический очерк). М.: ИЧП ЕАВ, 1994, с.18.

11. П.Я.Гальперин. К воспоминаниям об А.Н.Леонтьеве. // А.Н.Леонтьев и современная психология. М.: МГУ, 1983, с.241.

12. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия. 2007. 544 с.

13. С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. М.: 1940, с.317-318.

14. Рукопись (в архиве семьи А.Н.Леонтьева).

15. Цит. по записи А.А.Леонтьева (в архиве семьи А.Н.Леонтьева).

16. Д.Б.Эльконин. Воспоминания о соратнике и друге. // А.Н.Леонтьев и современная психология. М.: МГУ, 1983, с.247.

17. Цит. по: Психологический институт на Моховой, с. 21.

18. 1989, №№4 и 5.

19. Рукопись в архиве семьи А.Н.Леонтьева.

20. См. А.А.Леонтьев. Творческий путь Алексея Николаевича Леонтьева. // А.Н.Леонтьев и современная психология. М.: МГУ, 1983, с.17-18; А.А.Леонтьев, Д.А.Леонтьев. А.Н.Леонтьев и его теория филогенеза психики. // А.Н.Леонтьев. Эволюция психики. Избранные психологические труды. М.- Воронеж: Московский психолого-социальный институт, «МОДЭК», 1999, с.16-17.

21. См. об этом А.А.Леонтьев. Деятельный ум. М.: Смысл, 2001.

22. А.Н.Леонтьев. Философия психологии. М.: МГУ, 1994, с.247.

23. Там же, с.274-275.

24. В.А.Иванников. А.Н.Леонтьев глазами студента и сотрудника. // Мир психологии, 1999, №1, с.14.

25. Рукопись (в архиве семьи А.Н.Леонтьева).

26. Н.Ф.Талызина. «Деятельностный подход еще не реализован. Надо строить психологию действий». // Журнал практического психолога, 2003, №1-2, с.15.

27. А.А.Леонтьев. Жизненный и творческий путь А.Н.Леонтьева. М.:Смысл, 2003, с.113.

28. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

29. Краткий философский словарь. Под ред. Алексеева А.П. М.; Проспект., 1997

30. Маркова А.К. Закономерности возрастного развития. // Советская педагогика. №9, 1988.

31. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. М., 1978

32. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.; Наука, 1987); Моисеев Н.Н. Модели экологии и эволюции. М.; 1983.

33. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.; Тривола, 1995

34. Пауль Б. Балтес. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. Том 15, №1, 1994.

35. Петровский А.В., М.Г.Ярошевский. Основы теоретической психологии. - М.; Инфра-М, 1998.

36. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова и др. М.; 1983.

37. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.; Политиздат, 1990

38. Симонов П.В. Междисциплинарная концепция человека. М.; Знание, 1989.

39. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. М.; Изд-во политической литературы, 1987.

40. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., Тривола, 1994.

41. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. - М., 1975.

42. Бехтерев В. М. Объективная психология. - М., 1991.

43. Бехтерев В. М. Объективное изучение личности. - Пг., 1923.

44. Бершитейп Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности.-М., 1966.

45. Блонскип П. П. Избранные педагогические и психологические произведения. -М, 1979.-Т. 2.

46. Блонский П. П. Психология младшего школьника. - М., 1997.

47. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. - М., 1983.

48. Введенский А. И. Психология без всякой метафизики. - Пг., 1917.

49. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М, 1982.

50. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М., 1976.

51. Грот Н. Я. Основы экспериментальной психологии. - М., 1986.

52. Зеньковекий В. В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.

53. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М., 1990.

54. Лазурский А. Ф. Общая и экспериментальная психология. -- СПб., 1912.

55. Ланге II. II Психология. - М., 1914.

56. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М., 1983. -Т. 1,2.

57. Лопатин Л. М. Философские характеристики и речи. М., 1995.

58. Лопатин Л. М. Аксиомы философии. - М., 1996.

59. Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. -Дубна, 1995.

60. Павлов И. П. Поли. собр. соч.: В6т.-М.;Л., 1951. -Т. 3.

61. Петровский А. В. Вопросы теории и истории психологии. - М.. 1984.

62. Потебня А. А. Слово и миф. - М., 1989.

63. Психологическая наука в СССР: В 2 т. - М., 1959.

64. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М., 1989. -Т. 1,2.

65. Сеченов И. М. Избранные произведения: В 2 т. - М., 1958. - Т. 2.

66. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР.-М., 1975.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Психологические закономерности социолизации личности в подростково-юношеском возрасте Дипломная 2008 60 МГГУ им Шолохова (Москва) 4000 Купить Заказать
оригинальную
Влияние религии на психически больных людей Дипломная 2008 61 СевНТУ 4000 Купить Заказать
оригинальную
Особенности общения в семье Дипломная 2006 78 Москва 4000 Купить Заказать
оригинальную
Имидж преподавателя ВУЗа Дипломная 2007 90 Липецк 4000 Купить Заказать
оригинальную
Жилищные проблемы молодой семьи и их решение через реализацию государственных программ "Молодой семье - доступное жилье" Дипломная 2007 38 Москва 4000 Купить Заказать
оригинальную
Влияние профессионального статуса сотрудников Пограничного управления на их личностные качества" Дипломная 2007 52 КГУ (г.Курган) 4000 Купить Заказать
оригинальную
Влияние особенностей личности родителей на отношения с детьми дошкольного возраста Дипломная 2008 109 РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 4000 Купить Заказать
оригинальную
Процесс формирования коммуникативных навыков дошкольников. Дипломная 2007 107 Москва 4000 Купить Заказать
оригинальную
Влияние личностной рефлексии на становление я-концепции студентов-психологов Дипломная 2004 79 Барнаул 4000 Купить Заказать
оригинальную
Ролевая структура проектных групп Дипломная 2009 64 Барнаул 4000 Купить Заказать
оригинальную