Главная - Гуманитарные - Литература русская - Утопические идеалы в творчестве русских авангардистов

Утопические идеалы в творчестве русских авангардистов

  • Тема: Утопические идеалы в творчестве русских авангардистов
  • Автор: Елена
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Литература русская
  • Страниц: 34
  • Год сдачи: 2011
  • ВУЗ, город: МГУ
  • Цена(руб.): 510 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

ГЛАВА І. РУССКАЯ КУЛЬТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА
1.1. Русский авангардизм начала XX века

Русская культура конца XIX – начала XX веков – сложный и противоречивый период в развитии русского общества. Культура рубежа веков всегда содержит в себе элементы переходной эпохи, включающей традиции культуры прошлого и новаторские тенденции новой зарождающейся культуры. Происходит передача традиций и не просто передача, а зарождение новых тенденций, все это связано с бурным процессом поиска новых путей развития культуры, корректируется общественным развитием данного времени. Рубеж веков в России – период назревания крупных перемен, смена государственного строя, смена классической культуры XIX века на новую культуру XX века. Поиск новых путей развития русской культуры связан с усвоением прогрессивных веяний западной культуры. Пестрота направлений и школ – черта русской культуры рубежа веков. Западные веяния переплетаются и дополняются современными, наполняются конкретно русским содержанием. Особенностью культуры этого периода является ее ориентация на философское осмысление жизни, необходимость выстроить целостную картину мира, где искусству наряду с наукой отводится огромная роль. В центре внимания русской культуры конца XIX – начала XX веков оказался человек, который становится неким связующим звеном в пестром многообразии школ и направлений науки и искусства с одной стороны, и своеобразной точкой отсчета для анализа всех самых разнообразных культурных артефактов с другой. Отсюда тот мощный философский фундамент, который лежит в основании русской культуры рубежа веков. Выделяя важнейшие приоритеты в развитии русской культуры конца XIX – начала XX века, нельзя обойти вниманием ее характеристики. Конец XIX – начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с золотым пушкинским веком, серебряным веком русской культуры. Этот период в развитии русской культуры связан с подъемом во всех сферах духовной жизни русского общества: отсюда и термин «духовный ренессанс». Возрождение лучших традиций русской культуры в самом широком спектре: начиная от науки, философской мысли, литературы, живописи, музыки и кончая искусством театра, архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Неповторимость культуры серебряного века обусловлена «пограничностью» ситуации в России, сложившейся к тому времени в России с конфликтом эпох, который с одной стороны представлялся закатом европейской цивилизации (О.Шпенглер «Закат Европы», Н.Бердяев «Кризис искусства»), кризисом христианского сознания, с другой – выходом в обновленную жизнь и искусства, возможно, достичь небывалых творческих достижений. И все это отягощено эсхатологическими настроениями ожидания конца XIX – начала нового XX века – как конца света, как неминуемой катастрофы исчерпавшей себя цивилизации. Но именно благодаря этим настроениям культура «Серебряного века» необычайно драматична, показательна и неповторима . Серебряный век русской культуры стремится синтезировать все достижения культуры: искусство – философия, религия – все взаимосвязано – тенденции к взаимопроникновению различных видов не только художественной, но и духовной деятельности в целом налицо. Глобализация истории, глобализация культуры – таковы главные характеристики культуры Серебряного века. Правда, если уж говорить о ХХ веке, то нельзя не заметить, что именно тогда дух одной эпохи сменялся духом совершенно иной столь часто, столь бурно и столь решительно. Серебряный век — гражданская война — динамический утопизм и авангардизм двадцатых годов — меняли друг друга, являя миру новые идеи, новую культуру и имена. Авангардизм (от франц. – передовой отряд) – условный термин для обозначения ряда художественных течений в литературе и искусстве, которые зародились в начале ХХ ст. и решительно порывали с предыдущей литературной традицией . Исходным пунктом эстетичного поиска художников-авангардистов было стремление сломать устойчивые принципы построения художественного произведения и нормы вкуса публики.

Содержание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА І. ГЛАВА І. РУССКАЯ КУЛЬТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА……………...6 1.1. Русский авангардизм начала XX века…………………………………………6
1.2 Утопические идеалы в русской литературе начала XX века……………..…10
ГЛАВА ІІ. УТОПИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В. МАЯКОВСКОГО…………………………………………………………………..17
2.1. Футуризм как одно из направлений авангардизма…….……………………17
2.2 Утопизм в творчестве В.Маяковского………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….35

Литература


Авилова Е.Р. Традиции поэтического авангарда 1910-х гг. в русской рок-поэзии. Рукопись, 2010. 211 с.
Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. — Л., 1984. 305 с.
Гастев А. Поэзия рабочего удара. М., 1971. С. 140.
Ерохина И.В., Философия и эстетика русской поэзии 1910-х годов: акмеизм и футуризм: Учебное пособие /Ерохина И.В. – Тула: Издательство Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007. – 120 с.
Крусанов А. В. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор). В 3-х томах. Том I — Боевое десятилетие. — СПб.: Новое литературное обозрение, 1996. — 320 с.
Литературный энциклопедический словарь / Кожевников В.М., Николаева П.А. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
Лихачев Д.С., Раздумья о России / Лихачев Д.С. – СПб: издат. «Logos», 1999. 583 с.
Паперный В. Культура Два. – М. : НЛО, 2006. 384 с.
Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. — М., 1970. 252 с.
Сборники:

В мире Маяковского: Сборник статей: В 2 кн. — М., 1984. 258 с.

Статьи из сборников:
Гюнтер X. Леф и становление советской культуры // Russian Literature. 1996. №40. С. 19-30.
Доманский Ю.В. «Провинциальный текст» ленинградской рок-поэзии // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 1998. – с 70–87.
Козицкая Е.А. «Чужое» слово в поэтике русского рока // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, 1998. 271 с.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Человек – Текст – Семиосфера – История. – М.: «Языки русской культуры», 1996. – 464 с.

Статьи из периодических изданий:

Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы – вып. 8. – М., 1968. – с 74–87.
Сиземская Н. Социалистическая утопия как архетип русской мысли // Свободная мысль. 2001. № 8. С. 81- 89.
Якобсон Р. О поколении, растратившем своих поэтов // Вопросы литературы. — 1990. — № 11, 12. С. 35 – 47.
Якимович А. Парадигмы ХХ века// Вопросы искусствознания. 1997. №2. С.127-128.

Электронные ресурсы:
Бердяев H. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века http://philologos.narod.ru/berdyaev/berd-rusidea.htm Руднев В. Словарь культуры ХХ века. http://slovar.lib.ru/terminologies/rudnev.htm Словопедия. Толковый словарь Ушакова. http://www.slovopedia.com/3/211/846577.html Шукуров Д.Л. Психоанализ в дискурсе литературы русского авангарда. http://www.newruslit.ru/literaturexx/avanguard/d.l.shukurov.-psihoanaliz-v-diskurse-literatury-russkogo-avangarda/view

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Художественная литература как особый вид человеческой культуры Курсовая 2010 37 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Трансформация конфликта добра в романе Лукьяненко Ночной дозор Курсовая 2010 46 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Толстой Л. Н. Курсовая 2010 15 Москва 350 Купить Заказать
оригинальную
Уменьшительно-ласкательные суффиксы в английском языке Курсовая 2010 50 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную
Ситуация любви к мертвой возлюбленной в новеллистике Э.По Курсовая 2011 30 Москва 1500 Купить Заказать
оригинальную