Главная - Гуманитарные - Филология - Немотивированная сегментация публицистических текстов

Немотивированная сегментация публицистических текстов

  • Тема: Немотивированная сегментация публицистических текстов
  • Автор: Ольга
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Филология
  • Страниц: 11
  • Год сдачи: 2007
  • ВУЗ, город: ИвГу (г.Москва)
  • Цена(руб.): 500 рублей

Купить
Заказать оригинальную работу


Выдержка

Введение

Актуальность настоящей работы. Как показывают исследования явлений экспрессивного синтаксиса, попытки ученых определить со структурно-семантической точки зрения содержание таких понятий, как «парцелляция», «присоединение» и «сегментация», нельзя признать успешными. Остаются теоретические вопросы, которые затрудняют решение практических задач, связанных, в том числе, с использованием способов актуализации тема-рематического содержания высказываний. Представляется, что в изучении сегментированных конструкций в структуре письменных текстов более плодотворным оказывается коммуникативно-прагматический подход, который во многом изменяет парадигму современных лингвистических исследований, способствуя реализации текстоцентризма и антропоцентризма как важнейших принципов анализа языковых объектов, ибо он напрямую связан с субъектом, его целевыми установками и индивидуальной манерой письма.
Как отмечают исследователи, первоначально построения с логическим выделением отдельных синтагм в целях усиления, актуализации или уточнения ремы оформлялись внутриструктурно, то есть в рамках одного предложения, с помощью срединных знаков препинания (запятых) независимо от местоположения обособленных синтагм. Такой прием был характерен, в частности, для художественной прозы Ф.М.Достоевского . В художественной и публицитической (реже в научной) речи ХХ столетия актуализированная информация часто выражается иначе, в частности с помощью парцеллята, который вместе с базовой конструкцией представляет единую коммуникативную структуру. Например: Петербуржец, среди дня или к вечеру, становится менее общителен и Петербуржец становится менее общителен. Среди дня или к вечеру; Так прошла вся зима, в каком-то ожидании чего-то и Так прошла вся зима. В каком-то ожидании чего-то.
Даже простая трансформация синтаксических конструкций Достоевского в сторону их «осовременивания» выявляет чужеродность сегментированных структур для языка писателя. Тем не менее отдельные употребления сегментированных конструкций встречаются уже в XVIII в.
В XIX в. тенденция к употреблению сегментированных построений становится все более отчетливой, особенно в художественной прозе, у истоков которой стоял великий Пушкин. В прозаических шедеврах поэта не только реализовались потенциальные возможности русского языка, но нашли выражение и некоторые важнейшие тенденции развития речи художественной литературы. Одна из таких тенденций - усиление влияния разговорной речи на письменную. В 1825 г. Пушкин в статье «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И.А.Крылова» пишет о проникновении в речь русской поэзии разговорных элементов как о закономерном процессе, в результате которого «славяно-русский диалект, созданный специально для поэзии», сближается с «простонародным наречием». Это явление еще в большей степени должно быть свойственно прозе. Поэт приветствует усиливающуюся тенденцию, отмечая: «:такова стихия, данная нам для сообщения наших мыслей».
Цель настоящей работы исследование немотивированного сегментирования публицистических текстов.

1. Понятие и сущность сегментирования текста

Текст является третьим уровнем коммуникативной четверки: Цель Замысел Текст Реакция.
Этот уровень имеет особое значение, так как он первый из уровней, данных человеку в непосредственном наблюдении. По тексту мы реконструируем замысел и цель говорящего (пишущего).
Текст (лат. textus ткань, сплетение, соединение) объединенная смысловой зависимостью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность.
В науке под текстом понимается осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации, в том числе обряд, танец, ритуал. Однако основными для человека оказываются последовательности вербальных (словесных) знаков. Естественный язык приобретает, таким образом, особую значимость среди всех знаковых систем.
Правильность построения словесного текста, который может быть устным и письменным, связана с соответствием требованию "текстуальности", которое проявляется во внешней связности, внутренней осмысленности, возможности своевременного восприятия, осуществления необходимых условий коммуникации и т.д.
Возможность детального анализа текста (художественного, разговорного и т.д.) обеспечивается значительными научными достижениями в области анализа языковой системы как кода для текста. Описание структуры языка происходит методом моделирования языковой способности человека, локализованной в мозгу. Текст изучается как "язык в действии".
Изучение текста в разных странах осуществляется под разными названиями (лингвистика текста, герменевтика и т.д.), онтологический статус которых позволяет говорить о необходимости создания единой теории текста.
Текстом (в лингвистическом смысле) называется последовательность речевых звуков (букв), которым носителями языка приписан некоторый смысл. Важно понять, что текст это такая последовательность звуков (букв), которая осмысленна как для говорящего, так и для слушающего в условиях коммуникации, т.е. это неслучайная последовательность. Существует много определений текста (это, безусловно, полисемичный термин). Данное определение максимально удобно для понимания коммуникативных функций речи. Таким образом, текст может называться текстом, только если он понятен. Поэтому классический пример "глокая куздра" текстом не является, хотя если вдуматься, то можно предположить, что это нечто, произнесенное на русском языке, и, может быть, даже сочетание прилагательного с существительным, а если это существительное, то, скорее всего, женского рода, потому что оно согласуется, в частности, по роду с прилагательным.
Язык это построенная на дискретном принципе абстрактная система, служащая целям упорядочивания фактов, наблюдаемых в речи; система, построенная из разных уровней, базирующаяся на определенном иерархическом принципе, т.е. система соподчиненных уровней. (Это определение можно рассматривать как рабочее, поскольку язык принадлежит к категории неопределяемых понятий известно более 200 определений языка.)
Сегментация идет иерархически сверху вниз: от более крупного к более мелкому, построение в обратном направлении: от более мелкого к более крупному. Принцип иерархии действует в большинстве знаковых систем.


2. Публицистический текст как объект немотивированного сегментирования

Публицистический (общественно-публицистический) стиль связан с общественно-политической сферой коммуникации. Этот стиль реализуется в газетных и журнальных статьях на политические и другие общественно значимые темы, в ораторских выступлениях на митингах и собраниях, по радио, телевидению и т.д.
Некоторые исследователи считают публицистический стиль принципиально неоднородным, по мнению других (их абсолютное большинство), уже в самой этой неоднородности прослеживается специфическое стилевое единство, целостность. Общие черты стиля с разной степенью активности проявляются в отдельных подстилях: газетно-публицистическом, радио-, тележурналистском и ораторском. Однако границы этих подстилей очерчены не резко, часто размыты.
В структурировании прозаического произведения большую роль, чем в поэзии, играют разного рода текстообразующие языковые элементы и приемы. Среди них сегментация занимает далеко не последнее место. Поэтому сегментированные отрезки встречаются в любой хорошо организованной языковой структуре. С их помощью автор может показать общую логику развития мысли.
Сегментация рассматриваемой изолированно от других единиц отрывка конструкции, воспринимается лишь как способ передачи устной речи на письме.
Следует обратить внимание на утверждение А.Е.Супруна: «В процессе функционирования языка как план содержания, так и план выражения языковых знаков претерпевают значительные изменения: Потребность этих изменений в конечном счете обусловливается для плана содержания стремлением к адекватной передаче познаваемого мира, а для плана выражения - стремлением к системной, экономной и вместе с тем достаточно надежно различающей единицы плана содержания структуре экспонентов - звуковой и графической систем языка» .

Содержание

Введение3
1. Понятие и сущность сегментирования текста5
2. Публицистический текст как объект немотивированного сегментирования7
Заключение ....9
Список литературы ......11

Литература

Список литературы

1. Андриевская А.А. Явления «сепаратизации» в стилистическом синтаксисе современной французской художественной прозы. - Филологические науки. - 1969, № 3.
2. Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. М.: Наука, 1979.
3. Кобзев П.В. Односоставные присоединительные предложения в русском литературном языке ХVIII века. - Могилев,1997.
4. Супрун А.Е. Лекции по языковедению. - Мн.: Изд-во БГУ, 1978.

Купить
Заказать оригинальную работу


Похожие работы

Название Тип Год сдачи Страниц ВУЗ, город Цена
Русский язык как инотранный Реферат 2009 7 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Реферат по работам Брызгунова Е. А Реферат 2009 8 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
употребление видо временных форм глагола во вторичных значениях Реферат 2009 8 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Понятие языковой нормы. Типы норм. Понятие просторечия, диалекта, жаргона. Профессиональные жаргоны. Реферат 2007 12 Институт управления и права (г.Санкт-Петербург) 500 Купить Заказать
оригинальную
Стоицизм- основные положения и отличия от эпикуреизма Реферат 2008 12 не указан 500 Купить Заказать
оригинальную
Речь в межличностном и социальном взоимодействии. Реферат 2008 13 Москва 500 Купить Заказать
оригинальную
Современный русский литературный язык- основа культуры речи Реферат 2008 14 СПб 500 Купить Заказать
оригинальную
Культура делового общения Реферат 2007 15 Институт управления и права (г.Санкт-Петербург) 500 Купить Заказать
оригинальную
Биологическое и социальное в человеке Реферат 2009 15 ОЭМТ Осташков 500 Купить Заказать
оригинальную
Организация рекламы выставки Реферат 2009 15 Москва 300 Купить Заказать
оригинальную