Жанр героической поэмы в творчестве М.В.Ломоносова
- Тема: Жанр героической поэмы в творчестве М.В.Ломоносова
- Автор: Юлия
- Тип работы: Курсовая
- Предмет: Литература русская
- Страниц: 16
- Год сдачи: 2010
- ВУЗ, город: Москва
- Цена(руб.): 1500 рублей
Выдержка
Введение.
Героическая тема является одной из основных тем мировой ли-тературы.
Известно, что важное место героическая тема заняла и в историческом развитии русской литературы.
Героическая тема нашла глубокое выражение и совер¬шенную художественную форму в торжественной и философской поэзии М. В. Ломоносова. Выдвинутые Тредиаковским положения сыграли большую роль в формировании теоретических воззрений Ломоносова и сказались на его поэтической практике. Под его пером русская героическая поэзия достигла классической ясности и философской глубины. Ломоносов был целиком поглощен иде¬ей служения родине, которая воспринималась им как многонациональное государственное объединение. Нация, отечество — эти понятия для него означали весь народ независимо от его сослов¬ной принадлежности.
В 1739 г. произошло знаменитое Ставучанское сражение, в результате которого пала турецкая крепость Хотин. Первое сообщение о взятии Хотина Ломоносов прочитал, вероятно, в газете и под свежим впечатлением написал оду. В то время Ломоносов жил в Марбурге, увлекался стихами немецкого поэта Гюнтера — ав¬тора популярной оды на заключение императором Карлом V Пассоровецкого мира в 1718 г. Вместе с «Письмом о правилах Российского стихотворства» ода была отправлена Ломоносовым в Петербург, в Академию наук. Событие это стало переломным в жизни великого поэта и ученого; Ломоносов осознал свое истин¬ное призвание.
В «Оде на взятие Хотина» Ломоносов воспел победу, одер¬жанную русскими войсками, растерянность и бегство врага. И здесь использованы присущие для этого жанра обращение к музе, риторические фигуры, абстрактные образы, патетика и гипер¬бола; однако наряду с традиционными стилевыми приемами встречаются строфы, написанные языком с применением точных эпитетов, ярких сравнений, запоминающихся деталей.
Героический об¬раз родины пройдет через многие произведения Ломоносова. В Оде на взятие Хотина», о которой Белинский сказал, что она по¬ложила начало новой русской литературе, Ломоносов сравнивал Россию с бегущим по морю кораблем, со львом, который гонит «стада волков» [1, 18].
В последующих произведениях Ломо¬носов создает гигантский аллегорический образ России. Мечтая о великом будущем своей родины, он неустанно подчеркивал значение России для судеб человечества. В оде 1748 г. он писал об утомленной войной Европе, которая в огне простира¬ет к России руки и молит о мире.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3 1. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) и его творчество…...6 2. Героическая поэма «Петр Первый»…………………………………10 Заключение…………………………………………………………...……16 Список литературы……………………………………………………….17
Литература
Список литературы.
1. Белинский В. Г. Эстетика и литературная критика. Т. 1. М., 1959
2. Бродский И. А. Большая книга интервью. М., 2000
3. Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. М., 1984
4. Егунов А. Н. Ломоносов - переводчик Гомера // Литературное творчество Ломоносова. М. - Л., 1962
5. Живов В. М. Государственный миф в эпоху просвещения… // Из истории русской культуры. Т. 4. (XVIII - начало XIX в). М., 1996
6. Зорин А. Григорий Александрович Гуковский и его книга // Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. М., 1999
7. Кожинов В. В. Россия. Век ХХ. М., 1999
8. Лисунов А. П. Пушкин - историк Петра. М., 1997.
9. Лотман М. Ю. Природа государственности в теории Просвещения // Из истории русской культуры. Т. 4. М., 1996
10. Панченко А. М. О русской истории и культуре, СПб., 2000
Похожие работы